Парадокс, но мои друзья не из предпринимательской среды столь же регулярно жалуются на отсутствие перспективных и плодотворных идей, годных для начала собственного бизнеса. Приходится продолжать работать «на дядю».
Проинтервьюировав энное количество человек из первой категории и добавив кое-что из личного опыта, попытался свести поиск бизнес-идеи к четкому и более-менее формализованному алгоритму. Основан он на уважаемой мною «концепции ежа», несомненными достоинствами которой являются простота и надежность. Правда, в нее внесены некоторые модификации.
Как и «концепция ежа», алгоритм включает в себя три пересекающихся множества. Три круга вопросов. Чем полнее, детальнее и честнее будут даны на них ответы, тем качественнее окажется полученный результат.
Что ж, пройдемся по кругам
Первый – личностный. Какое дело (или какие дела) нравятся лично вам? Нравятся настолько, что вы готовы заниматься этим даже бесплатно. Настолько, что ради них можно позабыть про отдых, телевизор, пиво, футбол
В итоге вы, вероятно, сможете выйти на понимание того, какой именно продукт способны предложить этому миру, где вроде бы есть уже все, и где, тем не менее, каждый день появляется и завоевывает свою нишу нечто новое. Увлеченность же нужна в первую очередь как источник внутренней мотивации. Согласитесь, сложно делать то, что неинтересно.
Круг второй – социальный. Представляют ли плоды ваших увлечений какую-либо ценность не только для вас? Могут ли они кого-то заинтересовать настолько, что он пожелал бы иметь их у себя? Кого именно? Кто мог бы стать потребителем вашей продукции? Опишите его – так подробно, как только сможете. Где этот (пока) воображаемый человек живет? Чем интересуется? Чем дышит? Где вы с ним можете встретиться или как он сможет узнать о том, что именно вы способны предложить интересное-полезное лично ему?
Будет ошибкой дать банальный ответ «да любому!». Скорее всего, этот «любой» пока даже не подозревает ни о вас, ни о вашем продукте. Наоборот, чем точнее вы представите своего возможного потребителя, тем проще будет до него достучаться в нынешнем мире, доверху забитом заманчивыми рекламными предложениями. В итоге вы, скорее всего, сможете сформулировать идею уже не продукта, но товара. То есть, некоего результата трудовой деятельности, способного удовлетворить потребности других людей и предназначенного для продажи этим людям.
Наконец, круг третий – экономический. Да, товар – это продукт труда, предназначенный для продажи ©. Но этого мало. Любой продукт труда получает признание как товар лишь в момент продажи. Нет продаж – и он является лишь грудой бесполезных деталей / массой впустую потраченного времени.
Я специально сейчас опускаю другие составляющие микроэкономики. Потому что – повторение мать учения – нет продаж, ergo, нет бизнеса. Без продукта он может существовать (какое-то время), без продаж – нет.
Итак, на каком принципе вы будете основывать свои продажи? Что именно ближе вам по характеру – встать на бойком месте и привлекать внимание случайных прохожих в расчете на то, что уж один из ста ваш товар точно купит? Или увешать все улицы рекламой, а потом сидеть в офисе и ждать, пока нахлынет толпа клиентов? Или рыскать в их поисках самому, преодолевая самые разные препоны? Здесь нет априори негодных или неработоспособных моделей. И в то же время именно здесь, в этом круге, корень наибольшего числа бизнес-провалов.
Но это – уже отдельная тема.
А пока, если вдруг найден понятный, простой и реалистичный ответ на «что?», «кому?» и «как?», можно кричать гип-гип-ура. «Концепция ежа» сработала. Идея бизнеса найдена. Что и требовалось, собственно…
Journal information