Быть частью прослойки — не комильфо, согласитесь. Возможно, поэтому в последнее время словосочетание "творческая интеллигенция" вытеснено модным понятием "креативный класс". Его сейчас рисуют этаким гегемоном XXI века. Считается, что в США он уже опередил по численности пролетариат и продолжает расти. Оптимисты говорят о подобных тенденциях и в России.
Впрочем, в нашей стране как численность, так и креативность этого "класса" существенно переоцениваются. Вот один из примеров.
Проект «Сбербанк-21», проходивший осенью 2011 года, должен был собрать мнения внешних людей относительно того, как улучшить все аспекты жизни финансового учреждения... В проекте приняло участие более 120 тыс. человек... Из них 15 тыс. действительно что-то предлагали.
Итак, что-то реально "накреативить" способен оказался только каждый восьмой. И то, наиболее популярные решения не отличаются глубиной и оригинальностью: маршрутизация платежей — клиент на сайте может отслеживать, где сейчас его деньги; предложение выдавать карточку «Сбера» 14-летним вместе с паспортом (то-то родители обрадуются!), инициатива поставить в отделениях автоматы по продаже кофе (про туалеты почему-то предложений нет). Словом, коллективное творчество масс выявило очевидные слабости массового сознания современной России: склонность к простым рецептам и злоупотребление банальностями. Меж тем, нет сомнений, основная масса из этих 120 тысяч причисляют себя именно к креативному классу.
У этого проекта был и другой формат — ориентированный на более-менее профессиональных "креаторов". Народу в нем участвовало поменьше, всего 5 тысяч человек. Но результаты получились едва ли не хуже. Для начала надо было пройти тест, с которым справились 500 человек из 5 тыс. желающих... Из 500 человек, прошедших отбор, активными оказались 150, продуктивными — 50, а в конце 15 человек создали что-то более-менее пристойное. Призами их, во всяком случае, поощрили. А вот реализации всех дошедших до финала идей не обещали.
Получается, "креативными" оказываются в лучшем случае 15 человек из 5 тысяч претендентов. Примерно 0,3% от числа тех, кто заявляет о принадлежности к креативному классу. А ведь основная часть российского населения на такую принадлежность даже не предъявляет притязаний.
Так чо же такое креативный класс по-русски — миф или реальность?
Journal information