А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

О тормозах в бизнесе и закате прекрасной эпохи

Коллеги из «Эксперта» обратили внимание на интересное противоречие в сегодняшней России. С одной стороны, рынок труда … чрезвычайно разогрет – уровни экономической активности и занятости населения превышают докризисные максимумы, а реальная зарплата растет двузначными темпами, вновь существенно оторвавшись от динамики производительности труда. Стоны многих друзей и знакомых о том, что сейчас вновь стало очень сложно подобрать персонал ибо зарплатные пожелания кандидатов зашкаливают, подтверждают реальность проблемы.

С другой, сейчас не очень-то заметны капиталовложения в производство, ориентированное на внутренний спрос. В конце прошлого – начале нынешнего года активные инвестиции в госсекторе экономики пока не потянули за собой шлейф массовых атомизированных инвестиций частного бизнеса, констатируют Сергей zhu_s Журавлев и Александр Ивантер.

Как водится, объяснений у этого феномена может быть два. Либо – во всем виноваты «жулики и воры» (говоря цивилизованным языком, на инвестиции негативно повлияла политическая неопределенность в преддверии президентских выборов и формирования нового правительства). Либо – бизнес не успел адаптироваться к тому, что российская экономика в последние годы качественно усложнилась. Докризисные – такие привычные! – бизнес-модели себя в основном исчерпали, новых не придумали, вот и возник дефицит хозяйственных планов. «Массовых инвестиционных идей типа автосалонов, торговых площадей и жилья нет, какое-то межеумочное положение», – констатирует руководитель кредитного подразделения одного из крупнейших российских банков.

Действительно, жить и работать бизнесменам стало сложнее. Но не потому, что чиновники стали больше придираться и требовать. Нет, более придирчивыми и требовательными стали потребители. Это в золотые нулевые можно было, к примеру, открыть ларек на митинском радиорынке, затем «прикрутить» к нему простенький интернет-магазин, затем применить пару-тройку несложных приемов из классических книг по маркетингу и стричь, стричь, стричь маржу. Сейчас это уже не проходит. Ибо потребитель стал более информированным, рациональным и въедливым. Коллега Сергей slavinsky Славинский не раз обращал внимание на это в своем блоге.

Нынешний потребитель, начитавшись интернета, требует гораздо большего за те же деньги. Его уже не устраивает, в частности, традиционная мантра про то, что все мировые гранды перенесли производство в Китай. Он уже может поинтересоваться, в каком именно регионе КНР собран конкретный товар, сертифицировано ли производство по ISO 9000 и совпадает ли номер партии с «белым списком» официального производителя. Плюс – вполне рутинными становятся вопросы возврата-обмена товара, официальных гарантий, сервиса и т.п. Словом, впарить втридорога «серое» дешевое китайское фуфло уже не так просто. И масса бизнесов, поднявшихся на таком впаривании, осталась не у дел.

Собственно, не только о торговле электроникой речь. В типично розничных сферах – HoReCa, FMCG, сервис и т.д. и т.п. – потребитель тоже стал более искушенным. И модель, основанная на информационном преимуществе продавца перед покупателем, начала давать сбои. Нет, где-то она еще работоспособна, но уже не так результативна, как в прошлом десятилетии. Беда в том, что многие нынешние бизнес-ветераны с трудом осознают приход New Deal и впали в ступор. Отсюда и резкое торможение в инвестициях, происходящее вопреки росту потребительского спроса. Но – спроса рационального, «умного».

Конечно, это лишь один срез проблемы. Можно еще вспомнить, что 10 лет назад пустующих рыночных ниш было навалом, и места хватало всем, а сейчас конкуренция возросла – но это, по сути, еще одна грань той же темы: исчерпания бизнес-моделей экстенсивного роста. Можно сетовать на то, что инфраструктура – транспортная, информационная, сервисная, складская и т.п. – резко отстала от потребностей бизнеса, и это тоже сдерживает его развитие. Можно также говорить и о росте неопределенности, в результате которого планирование даже на 3-5 лет вперед стало намного менее тривиальной задачей, чем в прошлом десятилетии.

Но, думается, для одного поста достаточно одной темы – морального устаревания докризисных бизнес-моделей. Какие выходы видите, друзья?



Tags: Россия, бизнес, инвестиции, маркетинг, статистика
Subscribe
promo a_nalgin november 8, 2028 18:28 692
Buy for 50 tokens
Всем добро пожаловать в мой Альманах! Что бы ни побудило вас подписаться — понравившийся ли пост, рекомендация ли друга, счастливый ли случай — я искренне рад этому. Присоединяйтесь, читайте, обсуждайте. Экономика, которой в основном посвящен Блог о дружбе с головой и деньгами, хороша тем,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments