Теперь, когда ВТБ нарушил обет молчания и начал излагать свою версию дела буровых установок™, картина происходивших пять лет назад событий начала дополняться такими деталями, о которых первый «делописатель», Алексей navalny Навальный, ничего не рассказал заинтересованной публике. В свете этих деталей прежние рассказы автора начинают обретать новые краски. Чем и привлекают к себе внимание.
В итоге становится очевидным, что повествуя о делах давно минувших дней, блоггер вольно или невольно допустил ряд ошибок, неточностей или просто ляпов. На ваше обозрение, уважаемые читатели, выношу подборку полудюжины фейлов г-на Навального в связи с делом буровых установок™.
1. Буровые гниют в болоте
Когда телекиллер Сергей Доренко «мочил» по ТВ московского мэра в кепке, он каждый свой эфир начинал словами «Прошло столько-то дней с тех пор, как в центре Москвы был убит Пол Тейтум, который открыто выступал против Лужкова». Когда блоггер Алексей Навальный «мочил» ВТБ, он применял тот же прием. Настойчиво повторяя из поста в пост: « зимой полмиллиарда долларов акционеров ВТБ лежат под снегом, а летом – в болоте».
На самом деле, как могли увидеть блоггеры и журналисты, слетавшие на буровые ВТБ Лизинга, « Почва здесь – сплошной песок, сухой, почти белый. На болото… это место совсем не похоже». Не прошло и трех лет с начала раскрутки скандала, как г-н Навальный, не моргнув глазом, признал, что это было художественным преувеличением.
2. Фирму-посредника Clusseter навязали «эффективные менеджеры» ВТБ
Этот миф стал отправной точкой всех разоблачений Алексея Навального. С самого первого своего поста про ВТБ Лизинг и буровые установки он уверял общественность, что это «эффективные менеджеры» ВТБ, а не кто-нибудь другой, придумали покупать продукцию не у китайской фирмы-производителя Sichuan Honghua Petroleum Equipment Co. Ltd, а у посредника – кипрской компании Clusseter Ltd. И они же, а не кто-то еще, предложили сдавать установки в лизинг не напрямую нефтяникам, а посреднической структуре «Велл Дриллинг».
На самом деле схема сделки, которую поспешно в пейнте нарисовал Алексей Навальный, выглядит так (взято у Николая nl Данилова):
То есть, в проекте покупки буровых со стороны лизингополучателя участвовали четыре компании – Well Drilling Corporation, УК «Северная экспедиция», ЗАО «Грант» и ЗАО «ИжДрил-НордЭкс-Хунхуа». Все они были тесно связаны между собой. Всеми ими руководил глава «Северной Экспедиции» Юрий Лившиц или его подчиненные.
Вообще-то, о том, что за Clusseter Ltd и «Велл Дриллинг Корпорэйшн» стоял глава «Северной экспедиции» Ю.Я.Лившиц, Алексею Навальному стало известно еще в марте 2010 года. Через три с небольшим месяца после начала раскрутки всей этой истории. Или истерии.
Но вера в собственный миф, видимо, оказалась столь сильна, что и в 2011 году, подавая в арбитраж ходатайство о вызове свидетелем Ю.Я.Лившица, блоггер уверенно заявил: « 6. Лившиц Ю.Я… может подтвердить, что он предлагал ОАО «ВТБ-Лизинг» приобретать буровые установки напрямую у ЗАО «Иж Дрилл Нордекс ХунХуа», однако ОАО «ВТБ-Лизинг» отказался приобретать оборудование у данного поставщика и предложил Clusseter Limited».
Немудрено, что данное ходатайство судья Арбитражного суда Москвы Е.В.Михайлова сочла, мягко говоря, слабо обоснованным.
3. Лизингополучатель «Велл Дриллинг» аффилирован с ВТБ Лизинг
Вера в то, что все вокруг «жулики и воры», и лишь он один – д`Артаньян, подвела нашего героя еще раз. В феврале 2012 года, пытаясь раздуть новый скандал, Алексей Навальный заявил в ГСУ СК РФ по Москве:
На самом деле, в списке аффилированных лиц ОАО Банк ВТБ и ОАО ВТБ Лизинг нет компании с таким названием. Хотя ООО «Торговый дом ВТБ» действительно существует. Занимается выпуском комплектующих для конвейерного оборудования, а также производством различных тканеполимерных материалов для медицины. К группе ВТБ никакого отношения не имеет. Почему г-н Навальный не воспользовался Гуглом для установления этого – тайна сия велика есть…
4. Буровые можно было купить за 10 млн долл. напрямую у китайцев или у их официального дилера, «Иж Дрилл»
Это – краеугольный камень всех обвинений г-на Навального. Мол, зачем понадобился кипрский Clusseter, когда есть такой замечательный российский «Иж Дрилл Нордекс Хунхуа».
Но тут возникает два момента. Первый – нигде нет ни одного упоминания о том, что «Иж Дрилл» был готов отдать эти установки именно за 10 млн долл. О том, что дилер запросил с ВТБ Лизинга предоплату в 50%, сведения есть (смотрим ответ А.А.Навальному из УБЭП ГУВД Москвы). Об общей цене возможной сделки никаких свидетельств нет.
Второй момент – самостоятельность дилера. Она, мягко говоря, под вопросом. Ибо ЗАО «Иж Дрилл Нордэкс Хунхуа» – это проект ООО «Северная Экспедиция Петролеум», где Ю.Я.Лившиц – один из главных акционеров, и группы «Иждрил».
Рустем drugoi
В том, что г-н Навальный был информирован об аффилированности дилера и «Северной Экспедиции», сомневаться не приходится. Вот что содержалось, к примеру, в уже не раз упоминавшемся ответе блоггеру из УБЭП:
C учетом этой информации картина складывается следующая. Г-н Лившиц как один из директоров ИжДрилла, собственно, и решает, кому поставлять уникальное оборудование, а кому – нет. Захотел – напрямую ВТБ Лизингу, захотел – Clusseter. А вот у ВТБ Лизинга, похоже, особых возможностей выбрать поставщика не было. Почему г-н Навальный ни словом не упомянул о тесной связи «Иж Дрилл Нордэкс Хунхуа» и «Северной Экспедиции» – вопрос.
5. Буровые установки – низкокачественные китайские поделки
Всяко лыко – в строку, гласит русская народная мудрость. Когда хочется обосновать «откат и распил», в ход идут даже побасенки. Например, такие: «Так как задача "эффективных менеджеров" была украсть денег, а не сдать установки в лизинг, то они взяли то, что китайчеги им быстро сконстролили. Возможности применения подобных установок в России очень ограничены.».
На самом деле, 30 установок ZJ50DBS – это, во-первых, чертовски много. В 2007 году – это треть годового выпуска Honghua Group. Это очевидно запланированная заранее объемная партия, которую просто так не «сконстролишь». Каждая установка – более 80 вагонов, между прочим.
Во-вторых, китайский производитель использует технологии National Oilwell Varco, которая считается мировым лидером по производству буровых установок. Установка адаптирована к климату Сибири: может работать в диапазоне температур от +45 до –45 градусов. То есть, это совсем не низкосортный товар. И в-третьих, по прогнозам статистических и маркетинговых агентств, для значительного обновления парка бурового оборудования России потребуется лет 15, а в ближайшие 8 лет необходимо будет приобрести порядка 600-800 буровых установок, чтобы заменить старое оборудование (данные 2007 года – А.Н.). Нет, совсем не случайно ВТБ Лизингу всего за 1,5 года удалось передать в эксплуатацию или законтрактовать все 30 буровых установок. Так что с мрачными прогнозами г-н Навальный сильно промахнулся.
6. Доставить буровые из Китая в Россию – всего-то полмиллиона долларов
На самом деле, версия Алексея Навального об украденных 150+ млн долл. начала трещать по швам еще весной 2010 года. Когда стало известно, например, что в пресловутый контракт Clusseter Ltd и Sichuan Honghua Petroleum Equipment Co. Ltd не входила стоимость отгрузочно-погрузочных работ, транспортировки, монтажа, наладки и пуска. Г-н Навальный на голубом глазу моментально заявил, что доставка на условиях DDU, шеф-монтаж, испытания и обучение стоят не $5,2 млн на одну установку,... а в десять раз меньше.
Тем не менее, блоггер, видимо, не в те «энторнеты» лазил. Ибо доставка до ст. Пурпе по условиям DDU за счет продавца (Cussetter) имеет достаточно сложную логистику:
1) на фабрике оплачиваем погрузку 120 вагонов (вычитаем те, которые шли другим маршрутом), более 10K$;
2) вагоны следуют из города Чэнду 成都, провинция Сычуань, Китай (China Chengdu City, Sichuan) до пограничной станции Manzhouli (Забайкальск СКЖД) расстояние 4500 км, тариф китайский, не менее 0,5M$ (уточнить);
3) Товар в Забайкальской таможне растамаживается; (стоимость таможенного оформления брать в расчет не будем, это отдельная тема – А.Н.);
4) Перегружается на широкую колею стоимость работ (?);
5) Далее со станции ст. Забайкальск до ст. Пурпе расстояние 5657км ж/д тариф ОАО "РЖД"; можем предположить, по видео и документам, что соотношение контейнеров и свободно лежащих на платформе грузов было 50/50, ж/д тариф на 03.08г. 8000$ за платформу и 10000$ за контейнер. Получаем: 8000*35 =, 10000*35 =, сумма 1M$
6) разгружаем, складируем (кран 50т) =10K$
Итого получается 1,5-1,6 млн долл. – только доставка. И она не включает п 4.
Справедливости ради, по моим расчетам, перевозка буровых по России должна была обойтись дешевле – где-то около 850 тыс. долл. на комплект. Но без учета расходов на аренду контейнеров и платформ у транспортной компании, а также на охрану груза. С другой стороны, транспортировка каждых 80 вагонов по Китаю встала кипрскому оффшору не менее чем в 600 тыс. долл., без учета перегрузки в Забайкальске. Как говорится, за морем телушка – полушка, да рупь перевоз…
Отдельно стоило бы поинтересоваться, почему г-н Навальный, даже признав, что минимум 30 млн долл. (в реальности – 45-50 – А.Н.) были потрачены Clusseter абсолютно по делу, продолжал кричать об «украденных 160 миллионах»…
Вот пока и все. Остается лишь гадать, чем были перечисленные фейлы. Плодом ли добросовестных заблуждений блоггера, либо же результатом сознательных манипуляций фактами.
Что думаете, уважаемые читатели?
Journal information