
Но и страны BRICS в настоящее время переживают непростой этап своего развития. Все они не смогли избежать влияния кризисных явлений в экономике Запада. Кроме того, «Пятерка» не сумела добиться серьезных успехов в борьбе с коррупцией, которая негативно влияет на ситуацию в их экономиках.
Китай вышел на 2-е место в мире по размерам ВВП. Он остается самой быстро развивающейся страной БРИКС. В то же время темпы роста ВВП КНР сокращаются. В 2012 г., впервые в новом столетии, его прирост будет ниже 8%. В каком-то смысле это естественный и даже желательный процесс, обусловленный демографией. В то же время торможение роста китайской экономики во многом вызвано падением спроса в европейских странах. Заработная плата в КНР быстро повышается, что является хорошим знаком для работников, но плохим – для поддержания международной конкурентоспособности республики. Наконец, обостряются политические трения с соседями, в частности с Японией. В преддверии очередной смены поколений китайского руководства возникают сомнения в том, продолжат ли новые лидеры Китая считать приоритетом внешней политики задачу обеспечения динамичного развития национальной экономики, либо поддадутся соблазну использовать образ «внешнего врага» для оправдания экономических неудач.
Замедление в Китае окажет прямое влияние на экономику других стран BRICS. КНР занимает ведущее место среди основных торговых партнеров Бразилии, Индии и ЮАР. При этом динамика развития бразильской экономики «просела» особенно сильно. Если в 2010 г. прирост ВВП составлял 7,5%, то в текущем году он вряд ли достигнет даже 2%.
В Индии до финансового кризиса экономика росла на 9% в год, а в настоящее время – лишь немногим более 5%. Процесс экономического реформирования застопорился, чему способствует “паралич” политической системы Индии. Летом текущего года серьезным напоминанием об уязвимости индийской экономики стало отключение электроснабжения, из-за которого без света остались 600 млн. человек.
В России, по данным МВФ, ожидается сокращение положительного сальдо платежного баланса по текущим операциям с 5,3% ВВП в 2011 г. до 3,8% в 2013 г. А уже к 2015 г. не исключается появление дефицита, который может принять устойчивый характер. Это неизбежно выявит уязвимости действующего социального контракта «лояльность в обмен на стабильность и благополучие», что может привести к росту напряжения в политике и ухудшению ситуации в экономике. Вдобавок, «сланцевая революция» в США обостряет конкуренцию на мировом рынке газа и негативно влияет на цены, что ставит российские газодобывающие компании перед серьезными вызовами. Попытки же «Газпрома» отбить на внутреннем рынке свои потери на западном направлении чреваты разгоном инфляции и торможением деловой активности в промышленности РФ.
Наконец, в ЮАР также наблюдается замедление экономики и обострение проблем в политической сфере. Сильное влияние на ситуацию в стране оказывают забастовки в горнодобывающей промышленности, а в 2013 г. в ней возможны массовые увольнения и ликвидация тысяч рабочих мест. По прогнозу МВФ, экономический рост в ЮАР в 2012 г. не достигнет даже 3% и составит, скорее всего, 2,6%.
Разумеется, прямой связи между беспорядками в ЮАР и волнениями в КНР, перебоями в электроснабжении Индии и коррупционными скандалами в Бразилии не наблюдается. Однако рецессия в Евросоюзе и вялый экономический рост в США неизбежно затронут и страны BRICS. Многие прежние прогнозы в отношении этих государств уже начинают пересматриваться в сторону понижения. И если в обозримой перспективе политическое влияние БРИКС в современном мире будет усиливаться, то относительно роста их экономической мощи единодушной уверенности уже нет…
Journal information