
Не касаясь причин нынешнего финансового катаклизма, замечу, что серьезные кризисы сотрясали мировую экономику и в период «золотого стандарта». К примеру, Великую депрессию предотвратить он не смог. Возможно, даже усугубил.
Вообще говоря, на роль всеобщего эквивалента стоимости, т.е. денег, золото попало достаточно случайно. И поначалу не везде. Инки, к примеру, совершенно не считали золото деньгами и искренне удивлялись, почему испанцы так охочи до этого металла. Впрочем, исследователи утверждают, что у инков вообще не было денежного обращения.
Как деньги золото (и серебро, кстати) неудобно. Металл мягкий, быстро истирается, весит много: крупные суммы перевозить на дальние расстояния неудобно. Немудрено, что в эпоху Великих географических открытий золотые деньги начали заменяться бумажными. Поначалу – долговыми расписками, а затем и банкнотами. По сути, это был первый шаг к отмене золотого стандарта.
Впрочем, правительства разных стран долгое время сохраняли возможность свободного размена банкнот на золото. США – так и вовсе до 1933 года. Другие страны отменили такой размен много раньше – в период Первой мировой войны, из-за которой механизмы денежного обращения почти везде оказались нарушенными. Так человечество сделало еще один шаг к отказу от золотого стандарта.
Однако после Второй мировой войны Запад попытался затормозить этот процесс. На конференции в Бреттон-Вудсе было договорено, что США возьмут на себя обязательство обеспечивать золотое содержание доллара по курсу 35 долл. за тройскую унцию. На тот момент в подземных хранилищах Форт Нокса скопилось 25 тыс. тонн желтого металла. Эти запасы казались неисчерпаемыми. Но на всякий случай было решено, что право обменивать доллары на золото получат только государства в лице центральных банков.
Так продолжалось до 1971 года. Но президент США Ричард Никсон похоронил эту систему. Многие видят в этом заговор американских банкиров. Но на самом деле причины отказа от золотого стандарта – чисто экономические. Он начал сам провоцировать кризисы.
Популярно и «на пальцах» это объяснил френд
Если экономика развивается, денег ей нужно всё больше и больше – в зависимости от темпов ее роста. Например, освоен выпуск новой продукции. Компьютеров, скажем. А денег в мире осталось прежнее количество (ведь золотой стандарт: золото не допечатаешь по мере необходимости.) И что произойдёт? Правильно, товаров станет больше, чем денег. То есть, деньги подорожают относительно всего. И зачем деньги, которые будут только дорожать со временем, вкладывать в экономику? Не выгоднее ли и не безопаснее будет просто зарыть таланты, сестерции и прочие рубли в землю и подождать? Именно так и будет. Денег станет ещё меньше. И они ещё больше подорожают.
Итак, деньги закопаны в землю, никто ничего не покупает. Производство останавливается. Пролетариев выгоняют на улицу. Безработным никто не платит. Денег на покупку товаров у них нет. Спрос ещё сильнее падает. Надо закрывать следующие производства. Запустится самоподдерживающийся процесс, который называется дефляционным коллапсом. Вот вам и кризис по Марксу.
Собственно говоря, примерно по таким же причинам недолговечными оказывались разные режимы валютного управления, основанные на жесткой привязке «слабой» валюты к «сильной». Как только такая привязка выполняла свою стабилизирующую роль и сбивала инфляцию, запуская процесс роста ВВП, начинала проявляться оборотная сторона монеты. «Обеспеченных» денег в итоге становилось меньше, чем требуется экономике для развития. Денежный голод вызывал новый виток экономического спада. Это мы, кажется, уже проходили…
Резюмируя. Золотой стандарт нужен, когда требуется стабилизировать денежное обращение, подорванное, к примеру, крупной войной. Когда надо обуздать гиперинфляцию и восстановить доверие к «обычным» бумажным деньгам. То есть, золотой стандарт – это, говоря по-простому, средство перезагрузки денежной системы, пораженной тотальным взаимным недоверием. Кажется, ничего подобного сейчас не наблюдается. Так к чему реанимировать золотой стандарт?
Journal information