А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

Categories:

Об умении сказать «нет»

Тысячи и даже миллионы людей работают над тем, чтобы мы говорили «да» в ответ на их предложения-просьбы. Не обязательно в маркетинге, в быту такого тоже хватает. Свалить свою работу на зазевавшегося коллегу, переложить свои проблемы на удачно подвернувшегося друга, спихнуть ответственность за свои решения партнеру – да мало ли житейских ситуаций такого сорта!

Чтобы не охватывать необъятного, взглянем на проблему, знакомую многим работникам по найму. Собственно, эта запись Альманаха – для них.

SayNo

В любом коллективе всегда найдутся те, кто не прочь нагрузить своим заданием (или его частичкой) сидящего рядом коллегу. Диапазон таких нагрузок довольно широк – от банальных просьб «сделай вот это за меня» с непременной лестью «у тебя же лучше получится» до обращений за «подсказками» и «советами». Последнее, по сути, представляет собой завуалированное перекладывание на сослуживца выработки алгоритма решения поставленной задачи.

Как уверяют психологи, в большинстве случаев такие обращения за помощью – попытка сделать вас одной из сторон манипулятивного треугольника Карпмана. Это только на первый взгляд кажется, что соглашаясь выполнить чужую работу, вы становитесь «спасателем», – вроде бы добрым, отзывчивым и понимающим человеком. На самом деле, треугольник «жертва - спасатель - каратель» очень скоро обернется замкнутым кругом, если дать слабину хотя бы раз. Причем, по законам жанра, вы либо превратитесь в «карателя» (например, когда вынужденно откажете коллеге), либо станете «жертвой» (если будете продолжать соглашаться и де-факто начнете работать за двоих, чувствуя себя загнанным в угол).

Исключений практически не бывает. Люди, попросившие вас об одолжении однажды, непременно повторят это снова. Они всегда «возвращаются»…

Что делать, чтобы этого избежать, но в то же время и не стать в коллективе изгоем – своего рода «Мистером Нет», объектом всеобщей тихой ненависти?

Как вариант – не говорить «Нет» автоматически, а подойти к делу творчески. Имеет смысл заранее разделить «просящих» на три группы:
Первая – те, кто нам приятен; кому помочь – удовольствие;
Вторая – те, кто нам нужен, кому помощь обернется выгодой для нас.
Третья – те, кто не входят ни в первую, ни во вторую группу.

Помогать третьей категории людей нельзя. Естественно, «третьих» - большинство в крупных компаниях. И просьбы от них будут поступать регулярно. Но вы должны понимать, что соглашаясь прийти на выручку ненужным и неприятным людям, не только вовлекаете себя в известный треугольник, но и забираете свое же драгоценное время у близких и любимых.

Как отказать коллегам правильно?

И просто, и сложно. Правил здесь не существует; единственное – надо уметь говорить «нет» твердо и без угрызений совести. А для этого стоит запомнить, что человек за соседним столом в офисе – это еще далеко не друг. Даже если вам есть, о чем поболтать в минутки «перекуров». Дружный коллектив не может быть вашим приоритетом, если вы всерьез нацелены на профессиональный рост и новый опыт. Да и забота о микроклимате в нем – не ваша головная боль, если только вы не босс.

Словом, не стесняйтесь вежливо спрашивать очередного просителя, почему он не может сделать самостоятельно то, о чем просит вас. Аргументируйте: «ведь это твои профессиональные обязанности и деньги за них получаешь ты, а не я!». Советуйте: «если ты не можешь сделать это, потому что слишком сложно, обратись к своему руководителю, он должен тебе помочь». Перекладывание ответственности с себя на других – признак манипулятора.

Бывает, что коллеги-манипуляторы «не понимают» намеков и проявляют настойчивость. Значит, пришло время более твердого «нет». И не говорите ему «не знаю, подумаю, не уверен». Неопределенные ответы дают коллеге основание и возможность продолжать манипуляцию, а то и вовсе истолковать их как согласие. Наберитесь мужества и скажите: «Нет, я не могу». Можно добавить «но…» – если вы готовы потратить часть своего времени на то, чтобы подсказать просящему, как ему все-таки сделать свою работу самому. Но лучше не стоит…

Еще один момент. Допустим, вы считаете, что помощь просителю будет вам выгодна. Но прежде, чем причислить коллегу ко второй группе людей, убедитесь, что выгода не является гипотетической. Выгода должна быть конкретной, измеримой, ощутимой и находиться в обозримом, ближайшем будущем. И если соглашаетесь помогать, рассчитывайте на нормальный человеческий обмен. Он не задался – смело причисляйте такого коллегу к третьей группе.

Не допускайте «паразитирования». Но, как вариант: ваша помощь коллеге может быть оплачена. В этом нет ничего странного, а уж тем более зазорного. Ведь, по сути, это сверхурочная работа.

Итак, пытаясь быть со всеми «хорошим», вы неминуемо станете для всех плохим. Уже без кавычек. Как раз «для всех хорошими» чаще всего «вытирают пыль». А коллеги считают их лишенными собственного достоинства. И вообще, в коллективе, самое правильное – позиционировать себя не «другом» и «помощником для всех», но профессионалом, внимательным к своей работе. Образ и репутация в коллективе значат многое. И «профессиональный» – лучший эпитет, который вам могут дать коллеги или руководство. Ведь на работу берут не «хорошего человека», а профессионала.



Tags: Россия, рекомендации, средний класс, труд и капитал, эффективность
Subscribe
promo a_nalgin ноябрь 8, 2028 18:28 692
Buy for 50 tokens
Всем добро пожаловать в мой Альманах! Что бы ни побудило вас подписаться — понравившийся ли пост, рекомендация ли друга, счастливый ли случай — я искренне рад этому. Присоединяйтесь, читайте, обсуждайте. Экономика, которой в основном посвящен Блог о дружбе с головой и деньгами, хороша тем,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments