Я так неласково о российском рынке инвестфондов, в статистику которого чёрт дёрнул заглянуть.
Вот есть такое изобретение американских финансовых инженеров – индексный фонд. Суть в том, что структура активов фонда максимально точно повторяет состав какого-либо рыночного индекса. Скажем, индекса ММВБ (для рынка акций) или IFX-Cbonds (для рынка корпоративных облигаций). В итоге на большом интервале доходность фонда практически равна доходности индекса, т.е. «средней по рынку». Небольшие отклонения, конечно, возможны, но погрешность, по идее, не должна превышать половину процентного пункта в ту или иную сторону.
В России только треть от общего количества индексных фондов укладываются в этот интервал. Примерно трети фондов удается заметно опережать индекс, который значится в названии и инвестиционной декларации, еще треть – отстает, иногда очень сильно. Скажем, примерно каждый шестой фонд, ориентирующийся на индекс ММВБ, на трехлетнем интервале показал доходность в 1,5-2 раза ниже индекса! А один «индексный» ПИФ ухитрился и вовсе вылететь в минус, несмотря на рост индекса ММВБ на 10,6%.
Вот такие им управляли «профессионалы»…
Особую пикантность этой статистике придает вот какой момент. По идее, управление индексным фондом сводится к минимуму – не надо ломать голову над тем, какие бумаги и в каком количестве надо покупать-продавать. Да и вообще каждодневной активной торговли не требуется: серьезные изменения в структуре индекса происходят не часто. Если результат фонда слишком сильно отклоняется от «бенчмарка», неважно в какую сторону, это наводит на мысли об излишней активности управляющей компании. А это – уже не индексный фонд, а какой-то другой. С другими рисками для инвесторов.
Смотрим дальше. Коль скоро активного управления индексным фондом не требуется, это позволяет снизить затраты управляющей компании и, соответственно, размер ее вознаграждения. Скажем, в США комиссионные за управление индексными фондами находятся в диапазоне 0,6–1,2% от стоимости активов в год.
В России комиссии индексных фондов почти не отличаются от комиссий активно управляемых. Аппетиты отечественных УК в большинстве своем непомерны. В каждом шестом случае размер вознаграждения совокупного вознаграждения (компании, депозитария и «прочие расходы») превышает 5% от стоимости активов, в каждом восьмом – 7%. Медианное значение – 3,66%.
Только одна УК индексным фондом акций демонстрирует цивилизованный подход и готова ограничиться 1,6% в год от стоимости чистых активов «подопечного» фонда.
При этом размер вознаграждения никак не связан с результатами. К примеру, та УК, которая ухитрилась получить отрицательный результат на растущем рынке, отписала себе аж 9,5% от СЧА фонда.
То ли это беспредельная глупость, то ли – откровенный беспредел.
В любом случае розничному частному инвестору делать на таком диком рынке нечего.
Согласны?
Journal information