За январь-февраль прибыль по РСБУ выросла на 5,7%, корпоративные кредиты сократились на 1,2%, розничные выросли на 1,5%. Такая динамика кредитования продолжает тенденцию прошлого года. Граждане наращивают потребление за счёт увеличения долгов, производители сокращают привлечение средств извне.
Так происходит не только в Сбербанке. В целом в 2012 году темпы роста корпоративного кредитования сократились вдвое (до 12,7% против 26% процентов в 2011 году) на фоне почти 40-процентного скачка по розничным ссудам.

Не самый позитивный тренд для российской экономики, медленно сбавляющей обороты. По большому счёту, увеличение кредитной активности населения работает на зарубежного производителя, а не на отечественного. За исключением ипотеки и некоторой части автокредитов, разумеется. Вдобавок кредитное стимулирование спроса на фоне сокращения кредитования внутреннего производителя - отчётливый проинфляционный фактор.
Банкам, по большому счёту, тоже не сладко. У того же Сбербанка расходы на создание резервов под обесценение активов выросли на 57% до 14,8 млрд рублей. Не критичная цифра в сравнениии с размером кредитного портфеля, но динамика настораживает (хотя значительные колебания данного показателя далеко не всегда связаны с реальным состоянием портфеля: досоздание и роспуск резервов - известный способ манипулирования размером прибыли в отчётности).
Но с учётом отражённого Сбербанком роста процентных доходов, возникающих за счёт разницы между ставками привлечённы депозитам и выданным кредитам, можно предположить, что банковский сектор всё более увлекается рискованным высокомаржинальным кредитованием не самых надёжных заёмщиков. Надеюсь, банкиры не наступят в очередной раз на те же грабли: в отличие от 2008 года, сейчас в случае нового кризиса "плохих долгов" возможности государства по спасению "системообразующих" намного скромнее...
Journal information