Речь о чиновниках, конечно же.
|
Без малого пять лет назад на самом высоком уровне была одобрена новая редакция ст. 178 УК РФ, позволяющая сажать за ценовой сговор или раздел рынка. В 2009 году по ней было осуждено 0 человек, в 2010 - один, в 2011-м - снова ноль. Притом что тема ценовых сговоров всплывала с удручающей регулярностью весной и осенью (цены на топливо, да).
Юристы называют такие статьи "мёртвыми". Г-н Артемьев, впрочем, утверждает, что 11 уголовных дел по обвинению в создании картелей только и ждут направления в суд. Чтобы наглядно сравнить эту цифру, только в прошлом году в России было возбуждено свыше 30 тысяч уголовных дел экономической направленности, связанных с потребительским рынком (всего за год возбуждается почти 173 тыс. дел по "экономическим" статьям УК РФ.
Не в последнюю очередь проблемы 178-й связаны с дырами в уголовном и антимонопольном законодательстве. В том числе с отсутствием чёткости в понятиях монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, без чего описывать объективную сторону преступления, мягко говоря, сложно. С субъективной стороной тоже не всё гладко, подробности можно посмотреть в литературе.
Но судя по доступной информации, ФАС ищет лёгкие пути. Ведомство предлагает наказывать за сам факт картельного сговора, независимо от того, привёл ли он в реальной жизни к ограничению или устранению конкуренции на том или ином рынке. Это наводит на мысль, что ст 178 УК РФ в новой редакции будет применяться в первую очередь в отношении участников "договорных" конкурсов по госзакупкам. Причём в основном на основании заявлений и свидетельских показаний недовольных конкурсантов. Приём, известный как дилемма заключённого, в теории работает. Что с ней произойдёт в российской действительности, Бог весть.
Но что-то подсказывает, что проблема синхронного роста цен на АЗС в преддверии дачного сезона и уборочной кампании такими методами решаться не будет. Зато "павлики морозовы" получат ещё одну неплохую возможность...
Journal information