10 лет назад, 28 апреля 2003 года глава Apple Стив Джобс в Moscone Center в Сан-Франциско представил онлайн супермаркет для продажи цифрового аудио, видео и игрового контента пользователям "яблочных" гаджетов.

Нельзя сказать, что интернет-магазины медиаконтента были чем-то уникальным в то время. Но к ним относились, скорее, как к виртуальной витрине. Как к способу продвигать через Сеть оффлайновые продажи аудио- и видеодисков. Образно говоря, примерно по такому же шаблону поступает сегодня любой уважающий себя ларёк на Митинском рынке, заводя интернет-шоп электроники и бытовой техники.
Стив Джобс предложил новую концепцию. Продавать не альбомы, не диски, а треки. Поштучно и по демократичной (для США) цене - 99 центов за мелодию. Такой подход поначалу вызвал опасения со стороны звукозаписывающих компаний и исполнителей: ведь большинство покупателей приобретают альбомы ради двух-трёх хитов. Однако Джобс пообещал, что покупателями iTunes станут только пользователи Mac, а это всего 5% рынка персональных компьютеров. Музыкальные магнаты решили рискнуть.
Как утверждают хронографы Apple, в компании рассчитывали на миллион продаж за первые 6 месяцев. На самом деле первый миллион песен был распродан за 6 дней. Этот успех отправил в корзину прежние договорённости, и в октябре 2003 года iTunes стал доступен пользователям PC. А в июне 2011 года через магазин была скачана 15-миллиардная композиция.
Закрытая платформа Apple (поначалу музыка, купленная в iTunes Store, имела встроенный механизм защиты и не могла быть перекодирована в другие форматы штатными средствами), почти религиозный фанатизм "яблокофилов" и харизма Стива Джобса стали слагаемыми успехами iTunes, который впоследствии окрестили революцией в шоу-бизнесе.
Попытки построить нечто подобное на других платформах столь же яркими достижениями не увенчались...
PS Я ни разу не приверженец Apple, если что.
Journal information