А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

Categories:

О культуре производства

Очень давно, когда моих ланит ещё не касались уста прелестных дев пена и бритва, я поработал пару месяцев на сборочном конвейере одного автозавода. Тогда почему-то считалось полезным, если юноши, обдумывающие житьё, обстоятельно знакомятся с пролетариатом буквально на рабочих местах.

Этот опыт и впрямь оказался не лишённым смысла. Один из врезавшихся в память эпизодов - завершающая часть сборки. Операция по креплению двух передних кресел в салоне. По технологии, салазки, благодаря которым возможна регулировка положения сидения, крепились к днищу кузова четырьмя винтами. Прикручивать их полагалось пневматической отверткой с крестообразной головкой. Вжик-вжик-вжик-вжик - и готово.

В реальности сборка проходила не совсем так, как задумывали технологи. Очень часто случалось так, что по ряду причин винты "не хотели" вкручиваться. И вместо бодрого "вжик" слышался характерный треск головки о винт. Тогда рабочий, нимало не смущаясь, откладывал отвёртку в сторону, привычным жестом хватался за молоток и некое приспособление, напоминавшее зубило. Три-четыре хорошо поставленных удара - и непослушный винт усаживался на место.

Понятное дело, надёжность такого крепления была намного ниже того, что рассчитывали конструкторы. Но это мало кого волновало. Надо было гнать план.

В этой маленькой истории, словно в капле воды, проявились все огрехи тогдашней системы производственных отношений. Конструкторы, выбирая крепёж из имевшейся номенклатуры, не особенно задумывались о технологичности. Технологи, разрабатывая карту операций, не обращали внимания ни на конструктивные недоработки, ни на возможные погрешности при изготовлении, свято веря, что те уложатся в действующие допуски. Кузовной цех и сборочное производство существовали как две самостоятельные, несообщающиеся системы, каждая из которых придерживалась собственного плана. Наконец, не было никакой обратной связи от сборщиков: информация о конструктивном просчёте и технологическом пробеле банально не доходила ни до КБ, ни до руководства завода. А ведь достаточно было внести мизерные изменения...

Но всем было выгодно закрыть на эту "мелочь" глаза и полагаться на русское авось.

Тем более, что у автомобилей встречались проблемы и посерьёзнее некачественного крепления передних сидений.

С тех пор производственная культура если и поменялась, то вряд ли в лучшую сторону. К сожалению, российская сборка узнаётся сразу - и не в лучшем смысле, увы. Даже в "отвёрточном" варианте. Это одна из главных причин, о которую разбиваются все мечты насчёт индустриального будущего России...

Tags: Россия, бизнес, личное, общество, промышленность, труд и капитал, эффективность
Subscribe

promo a_nalgin november 8, 2028 18:28 890
Buy for 50 tokens
Всем добро пожаловать в мой Альманах! Что бы ни побудило вас подписаться — понравившийся ли пост, рекомендация ли друга, счастливый ли случай — я искренне рад этому. Присоединяйтесь, читайте, обсуждайте. Экономика, которой в основном посвящен Блог о дружбе с головой и деньгами, хороша тем,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments