Видный оппозиционер
Так прямо и написал: я предлагаю всем придерживаться подобной же тактики гражданского неповиновения произволу бездельников в погонах. В чем суть этой тактики, успешно апробированной стратегом "Солидарности" уже второй раз за неделю? Да всего лишь в том, чтобы когда очередной милиционер подойдет на улице или в метро и потребует предъявить документы, в ответ попросить его сначала назвать основания для подобного требования. И если эти основания покажутся недостаточными, никаких документов не предъявлять. Даже если для этого придется пройти в отделение.
Вот и все неповиновение.
Проще говоря, гражданам предлагается не забывать, что хотя у милиционера есть права, предоставленные ему ст. 11 Закона о милиции ( в особенности ее п.2), у них тоже есть законное право убедиться в правомерности действий данного сотрудника патрульно-постовой службы. Это, безусловно, правильно. И даже замечательно: чем больше граждан начнут отстаивать свои конституционные права, даже по мелочам, тем скорее мы приблизимся к правовому государству. К равенству всех перед Законом, черт побери!Но причем тут гражданское неповиновение?
Где, под каким микроскопом в законных и правомерных действиях гражданина можно усмотреть публичное, ненасильственное, сознательное и при этом политическое действие, в котором нарушается закон с целью изменения закона или государственной политики (классическое определение Дж. Ролза, приведенное в его фундаментальной книге “Теория справедливости”)?
И еще. Призыв не показывать милиции документы на улице чреват травмоопасными ситуациями, если задаться целью следовать ему любой ценой. Потому что п.2. ст. 11 Закона о милиции дает милиционерам право проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении. При этом ограничение этого права - достаточные основания подозревать - мягко говоря, резиновое. До сих пор ни в одном из нормативных документов четко и недвусмысленно не прописано, а что же именно является достаточным основанием. Поэтому в каждом конкретном случае достаточность, скорее всего, будет оценивать не гражданин, а милиционер.
Так что паспорт лучше предъявить.
Но не сразу. Ибо у гражданина тоже есть права, а у милиционера - обязанности.
В частности, сотрудник подразделения патрульно-постовой службы милиции (ППСМ) в любых условиях должен быть
вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих их честь и достоинство. Патрульный (постовой) милиционер при обращении к гражданину должен поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
Именно так. Сначала - причину (т.е. основания), и лишь затем - цель (проверка документов).
Кроме того, по требованию ... граждан патрульный (постовой) милиционер обязан назвать свою фамилию, орган внутренних дел и предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук.Все это - требования ст. 226-228 Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утвержденного Приказом МВД РФ от 29 января 2008 г. № 80. Номера этих статей и реквизиты приказа не грех и запомнить. Чтобы назвать в случае общения с милиционерами на тему "Ваши документы".
Но если сотрудник милиции эти требования удовлетворил, разумнее предъявить ему документы, чем потом терять три часа в отделениии, доказывая свою правоту. Вдруг Ваше лицо и впрямь окажется удивительно похожим на фоторобот подозреваемого, так что потом даже в суде оспорить правомерность действий постовых не удастся.
Мораль.
Знайте свои права,
отстаивайте их всеми законными способами
и забудьте (пока) о провокационных призывах к гражданскому неповиновению.
Знайте свои права,
отстаивайте их всеми законными способами
и забудьте (пока) о провокационных призывах к гражданскому неповиновению.
Journal information