Да, ВСМ Москва – Казань является одной из тех самых инвестиционных программ инфраструктурной монополии, РЖД, на защиту которых встал глава государства. Её основные параметры таковы.
Расстояние – около 800 км.
Время в пути: 3,5 часа.
Средняя скорость – 230 км/час (без учета время на остановки во Владимире, Нижнем и Чебоксарах)
Стоимость – 928 млрд. рублей. Из них: государство – 650 млрд. рублей, частный инвестор (РЖД) – 278 млрд.
Как подсчитал Максим rusanalit Авербух, чтобы эта магистраль себя экономически оправдала, потребуется четырёхкратный (в реальном выражении) рост зарплат жителей Татарстана, Чувашии и прилегающих областей – в первую очередь, Владимирской и Нижегородской. Притом блоггер имеет в виду исключительно «народнохозяйственный эффект», возникающий из экономии времени на поездки. Ибо, по расчётам экономиста Владислава Иноземцева, срок возмещения затрат составит лет 250 при прогнозируемых объёмах перевозок и ожидаемых ценах на билеты.
928 млрд. рублей – это 29,6 млрд долл. Что можно было бы сделать за пятую часть этой суммы?
- Реконструировать московский аэропорт «Быково» – 1,0-1,5 млрд долл. (строительство Терминала D в МАШ обошлось в 2009 г. примерно в 863 млн долл.; как утверждают люди сведущие, ВПП в «Быково» пока ещё находится в отменном состоянии).
- Построить новые или реконструировать имеющиеся терминалы в аэропортах Нижнего и Казани – 1,5-1,8 млрд долл. (строительство в этих регионах всё-таки чуть дешевле московского).
- Закупить 30 среднемагистральных лайнеров –SSJ-100 (34,5 млн. долл. за каждый), либо его аналогов, либо даже Як-42 (12,5-18,5 млн. долл.) – 1 млрд. долл. специально для организации дополнительных объёмов перевозок Москва – Нижний новогород и Москва – Казань.
- Запустить «Аэроэкспресс» с Казанского вокзала в «Быково», реконструировать подъездные пути к аэропорту (можно задействовать имеющееся ответвление от ж/д ветки Казанского направления), построить удобный съезд с Новорязанского шоссе и проложить 8 км 4-полосной автотрассы к аэропорту – до 1 млрд долл. (оценка грубая)
- «Попилы и откаты» – 1 млрд долл.
В принципе, этого достаточно. Значительная часть потребностей жителей Владимирской обл. в скоростных поездках уже обеспечена скоростными «Сапсанами», основной спрос на них сейчас формируется в более удалённых от столицы местностях. Кстати сказать, за два года эксплуатации по маршруту Москва – Нижний эти поезда перевезли 1,2 млн. пассажиров. Это даёт довольно наглядное представление о возможных объёмах трафика будущей ВСМ; прогнозы РЖД относительно пассажиропотока в 10-13 млн. чел. в год на этом фоне смотрятся, мягко говоря, довольно оптимистично.
Итак, за 20% от текущей проектной стоимости строительства ВСМ-2 можно полностью закрыть потребность жителей Татарстана, Чувашии и даже Екатеринбурга в экономии времени на визиты в столицу. При этом десятки миллиардов рублей пошли бы не европейским машиностроительным холдингам (Siemens или Alstom), а российским авиапредприятиям. Ну а РЖД сэкономили бы 278 млрд рублей, избавив федеральный бюджет на 7 лет от необходимости дотировать пассажирские перевозки.
Сплошные плюсы для российской экономики, нет?
Journal information