Действительно, ещё в 1950-х, для наших отцов, этикетки Made in Japan значили примерно то же, что для нас сегодня - Made in China. Дешёвые низкокачественные товары, произведённые полукустарным способом. Уже к 1990-м Страна восходящего солнца стала законодателем мод в целой веренице высокотехнологичных отраслей. В робототехнике, к примеру.
Японское экономическое чудо роднит с китайским изначальная опора на дешёвую рабочую силу и ориентация на внешний спрос. Однако, большим преимуществом Японии стала навязанная ей после Второй мировой войны Конституция, благодаря постулатам которой страна всерьёз не тратилась на оборону. Китай как ядерная держава с самой большой по численности армией не мог не расходовать на ВПК значительных ресурсов. Оборонные бюджеты Поднебесной только по официальным данным превышают 1,5% ВВП.
При этом Китаю предстояло провести серьёзную трансформацию национального хозяйства. Переход от военного коммунизма к экономике рыночного типа совсем не прост, как убедительно подтвердила История. И здесь на руку КНР сыграл менталитет нации.
У Джека Лондона есть замечательный рассказ "Китаёза". Основной его посыл направлен, разумеется, против бесчеловечной эксплуатации китайцев в начале ХХ века западными компаниями. Но сквозь обличительный пафос проглядывают черты национального китайского характера, благодаря которым только и стал возможен переход из отсталой, преимущественно аграрной страны к второй по значимости экономике мира.
И когда говорят, что зря, мол, СССР не использовал китайский опыт, то это чистой воды лукавство. Не было в Советском Союзе настолько забитого и настолько философски воспринимающего жизнь населения.
Перечитайте Джека Лондона в контексте "китайского чуда". Это будет поучительно...
Journal information