Новый глава российского МЭР А.В.Улюкаев заявил, что верит в ускорение роста отечественной экономки во II полугодии. Будет значительное улучшение и из-за эффекта базы, и из-за сельскохозяйственного года, и из-за курсовых соотношений и более слабого рубля... Относительно 2,4% (нынешний официальный прогноз МЭР по темпам роста ВВП на этот год) я не вижу оснований для пересмотра этого показателя сейчас, прорицал чиновник журналистам. Хотя даже его подчинённые готовятся в конце месяца огласить более скромную цифру. Если, конечно, им позволят быть объективными.
Судьбоносного значения все эти цифры, разумеется, не имеют. Что 1,5% годового прироста ВВП, что 2,5% - всё едино. Если для мирового хозяйства рост в 2% за год являет собой грань стагнации, то для российской экономики - с её известным качеством официальной статистики - темп ниже 3% может свидетельствовать о рецессии.
В чём можно согласиться с уважаемым министром-экономистом, так это в том, что смягчение денежно-кредитной политики в настоящее время не принесёт особой пользы. А.В.Улюкаев при этом говорит о необходимости достижения амбициозных целей по инфляции. На самом деле, сейчас уже не имеет особого значения, вырастут ли потребительские цены на 5% или на 7%. Всё равно население убеждено, что "реальная инфляция" (вот бы то ещё объяснил, что это за монстр такой) минимум вдвое выше официальных показателей. Если же говорить серьёзно, то нынешнее торможение экономической активности в России носит отчётливый структурный характер, усугубляемый демографическими и миграционными проблемами. Национальное хозяйство со скрипом и натугой пытается перестроиться с внешнего спроса на внутренний, и с удивлением обнаруживает, что динамика последнего в "золотые нулевые" в действительности финансировалась извне. Механизм этого финансирования уже описан в популярной отечественной прозе, пусть и несколько вульгарно...
Словом, этот застой не лечится ни манипулированием процентными ставками, ни расчехлением суверенных фондов во имя реализации нескольких спорных мегапроектов.
И, как было сказано по другому поводу, в Россию можно только верить. ©
А что ещё остаётся?
Journal information