Нам не надо бороться с трудовой миграцией. Нам надо её легализовывать, сокращая для бизнеса издержки привлечения трудовых мигрантов на легальной основе. И, напротив, жёстко увеличивая для него негативные эффекты от использования нелегальных гастарбайтеров.

По большому счёту, международная торговля трудом ничем принципиально не отличается от международной торговли товарами. Никто ведь не против белорусской мебели, вьетнамских футболок и китайского ширпотреба, если всё это обходится дешевле и обладает приемлемым качеством? С трудовыми ресурсами примерно то же самое…
В экономических учебниках не зря говорится, что расширение международной торговли выгодно, несмотря на все соблазны протекционизма, ибо специализация и обмен увеличивают совокупный выпуск. Занимая нишу дешёвого, тяжёлого и неквалифицированного труда, мигранты стимулируют коренных жителей к работе в сферах с более высокой квалификацией. Что объективно выгодно «аборигенам» и экономике в целом.
В отношении платёжного баланса легальная трудовая миграция также не является проблемой. Во-первых, чем больше мигрант тратит в той стране, где он работает, тем лучше для совокупного спроса. Понятно, что это относится в первую очередь к легальной миграции, когда заработанное идёт на потребление товаров и услуг, а не на взятки и поборы. Во-вторых, если дать мигранту возможность перевезти к себе и семью, потоки капитала на его историческую родину сократятся, если не иссякнут совсем.
И ещё один момент. Говоря о трудовых мигрантах, люди обычно имеют в виду приезжих из Средней Азии или Южного Кавказа (иногда и Северного почему-то). Работающие в России украинцы, белорусы и даже молдаване особого отторжения не вызывают. Хотя доля на рынке труда им принадлежит тоже заметная. Однако иностранцы, внешне похожие на нас и говорящие по-русски без особого акцента, едва ли вызывают отторжение. Что ещё раз подтверждает: возражения против трудовой миграции лежат в сфере примитивных инстинктов, а не экономических реалий.
По уму, я бы предложил голосовать за того кандидата на пост мэра Москвы, кто придерживается наиболее либеральных воззрений на трудовую миграцию. Вот только есть ли такие?
Journal information