Может ли компания пасть жертвой популярности своего продукта и обанкротиться буквально на пике спроса на него? Ответ положительный. Причём обошлось без атак рейдеров и происков конкурентов.
В начале 2000-х компания American Biophysics вывела на рынок интересную новинку. "Магнит" для москитов. Устройство заманивало этих кровососущих тварей в ловушку при помощи углекислого газа. Одного прибора хватало, чтобы целой американской семье обеспечить спокойное барбекю на лужайке перед домом даже в самый разгар "комариного" сезона.

Более того, компании фантастически повезло. Незадолго до старта продаж началась вспышка лихорадки Западного Нила (её переносчиками являются комары), и люди были готовы озолотить любого, кто мог защитить их от летающих кровопийц. А "магнит" гарантировал не только защиту, но ещё и определённый комфорт. Полную свободу развлечений на свежем воздухе.
Немудрено, что новинка сразу же стала хитом продаж каталогов Frontgate и магазинов Home Depot. Спрос на неё рос лавинообразно. Акционеры готовились подсчитывать барыши. Но не тут-то было.
American Biophysics погубила неспособность справиться с лавинообразным ростом заказов. Начались задержки поставок, что вызвало недовольство крупнейших ритейлеров и повлекло санкции. Когда же компания так оперативно, как смогла, нарастила производственные мощности, запустив новую фабрику в Китае, она только усугубила ситуацию. Обнаружились, что устройства китайской сборки сильно уступают оригиналу по эффективности и быстро выходят из строя.
Разочарованные покупатели отвернулись от "магнита", и он быстро исчез с магазинных полок.
В итоге American Biophysics была продана другой компании по цене менее одной десятой своей годовой выручки. Новый владелец, кстати, сумел решить производственные проблемы и теперь эти устройства приносят ему прибыль. Но прежним акционерам, вложившим в разработку "магнита" и вывод его на рынок значительные собственные средства, от этого не легче.
Мораль проста: стартапу не грех обзавестись бизнес-планом не только на "чёрный", но и на самый что ни есть "белый" день.
Journal information