А что, вполне нормальное сочетание. Вы и в оппозицию-то, положа руку на сердце, пошли только потому, что считаете «курс Путина» опасным и гибельным для России. Убеждены, что если его не сменить вместе с национальным лидером, уже в скором времени страну накроет русский бунт, бессмысленный и беспощадный к креативному классу…
При этом вы из патриотических побуждений решительно не хотите выводить честно нажитые капиталы на вольные американские хлеба. "Путины приходят и уходят", а Россия, её многонациональный народ… И всё такое прочее…
Словом, вы хотите оставаться в границах российского рынка, но при этом настроены инвестировать оппозиционно. Возможно ли такое?
В мире инвестиционных идей возможно всё.
Но сначала – несколько вводных слов.
Очевидный факт: российские активы торгуются сейчас с больши́м дисконтом по отношению к своим аналогам не только с развитых, но и с основных развивающихся рынков. Некоторые специалисты оценивают его чуть ли не в 50%.
Очевидная (для оппозиционера) мысль: такой гигантский дисконт напрямую связан с политическим и экономическим курсом В.В.Путина. Со сложившимся за годы его правления стилем «ручного управления» экономикой.
Применительно к фондовому рынку отражением этого стиля выступают такие события, как скандальное банкротство ЮКОСа, угрозы «вызвать доктора» к Мечелу, селективный выкуп акций ВТБ у инвесторов - физических лиц, ущемление Роснефтью миноритарных акционеров ТНК-ВР и многое другое. И пусть прокремлёвские аналитики списывают эти эксцессы на молодость рынка и несовершенство корпоративного управления, вам-то всё понятно. Такие вещи вписываются в представления Путина о том, как надо управлять Россией. И именно они отвращают от российских активов почти всех инвесторов, кроме самых безбашенных и бесшабашных. Но и таких с каждым годом всё меньше.
Поэтому вполне оппозиционно назвать этот дисконт «путинским».
Понятно также, что не ко всем торгуемым на рынке компаниям он применим в равной мере. Некоторые из них страдают незаслуженно. Так сказать, за компанию, простите за каламбур. Как только политическая ситуация начнёт меняться, их капитализация станет расти.
С «путинским дисконтом» связаны и некоторые другие аномалии российского рынка. Например, гипертрофированно дорогая недвижимость в столице и неоправданно дешёвая на периферии. Вполне оппозиционно считать, что этот дисбаланс – отражение чиновного произвола и удручающей коррупции. И он тоже начнёт меняться по мере активизации протеста и ослабления «режима».
Какие же инвестиционные идеи прямо следуют из этих рассуждений?
Если вы тру-оппозиционер, если верите в растущую массовость протестных выступлений, если чувствуете скорый выход на политическую авансцену лидеров новой формации – поступайте так:
1. Продавайте «путинские» акции. Продавайте Газпром, Роснефть, Русал, Сбербанк, ВТБ, Мегафон, Аэрофлот и Новатэк. Покупайте акции удалённых от государства частных компаний. Покупайте Лукойл. Покупайте Магнит. Покупайте акции приватизированных генерирующих компаний электроэнергетики. Покупайте второй-третий эшелон.
2. Переводите все депозиты из государственных ВТБ и Сбербанка в частные кредитные организации. Ориентируйтесь на процентную ставку. Частные банки по определению эффективнее государственных и почти столь же надёжны.
3. Продавайте инвестиционную квартиру в Москве и покупайте в Новосибирске или в Екатеринбурге. Если получится, купите две. Для диверсификации вложений можно прикупить до кучи участок земли где-нибудь в глухомани: если что-то в деле свержения «режима» пойдёт не так, будет где выращивать картошку.
Важно! Если вы не тру-оппозиционер, реализовывать эту инвестиционную идею решительно не рекомендую: не сработает.
Journal information