А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

О великой нефтяной державе

В октябре Россия установила новый рекорд. Как следует из материалов Министерства энергетики РФ, по итогам минувшего месяца в нашей стране было добыто 44 млн 773 тыс. тонн нефти и газового конденсата, что соответствует 10,543 млн баррелей в день.

По динамике нефтедобычи мы, кстати, «впереди планеты всей».



ОК, отметим этот радостный факт и посмотрим на использование добытого.

Таможня пока не дала добро на публикацию статистики за октябрь, поэтому придётся довольствоваться данными за 9 месяцев. Но вряд ли тренд сильно поменялся.

Итак, за январь-сентябрь объём экспорта сырой нефти сократился примерно на 2 млн тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Зато экспорт нефтепродуктов вырос на 10,2 млн тонн. В том числе бензина – на 1 млн тонн, дизтоплива – на 2,2 млн тонн, мазута – на 5,5 млн тонн. В основном рост поставок шёл в дальнее зарубежье.

Между прочим, сократив экспорт нефти на 1,3% и увеличив экспорт нефтепродуктов на 9,9%, в денежном выражении Россия получила от зарубежных покупателей в общей сложности на 1,65 млрд долл. меньше, чем годом ранее.

Смотрим на внутреннее производство. Бензина выпущено на 0,5 млн тонн больше, чем в январе-сентябре 2012 года, дизтоплива – на 2,0 млн тонн больше, мазута – тоже на 2,0 млн тонн.

Что касается потребления (данные за январь-август), то реализация бензина на внутреннем рынке практически не изменилась по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, реализация дизтоплива снизилась на 1,3 млн тонн.

Получается, что прирост экспорта нефтепродуктов обеспечивается, во-первых, сокращением внутренних поставок и, во-вторых, уменьшением запасов и резервов. Что привносит на рынок моторного топлива элемент неустойчивости и даже создаёт базу для роста цен на бензин внутри страны.

При этом грузооборот автотранспорта в России за те же 9 месяцев вырос на 1,2% в годовом исчислении, тогда как физические (в тоннах) объёмы перевозок грузов на автомобилях сократились почти на 4%. По сути, меньший объем груза машины стали возить на более серьёзные расстояния. Что приводит не к экономии, а к росту потребления топлива транспортной отраслью. Холостой пробег, кстати, тоже надо бы как-то учесть, но данных о нём Росстат не приводит.

В итоге за 9 месяцев цены на топливо – как розничные, так и оптовые – росли опережающими темпами. На 8,1% и 14,5% соответственно. Причём рост розничных цен на "дизеля" шёл более высокими темпами – 11,9%.



И поскольку именно автомобильный транспорт играет важную роль в логистических цепочках малых и средних предприятий, особенно в торговле, эти тенденции не сулят названным сферам ничего позитивного в ближайшей перспективе. Рост издержек в условиях торможения спроса – эти «ножницы» могут покромсать кого угодно…

Tags: Россия, бизнес, нефть, рост, спад, статистика, транспорт, цены, экономика, экспорт
Subscribe
promo a_nalgin ноябрь 8, 2028 18:28 689
Buy for 50 tokens
Всем добро пожаловать в мой Альманах! Что бы ни побудило вас подписаться — понравившийся ли пост, рекомендация ли друга, счастливый ли случай — я искренне рад этому. Присоединяйтесь, читайте, обсуждайте. Экономика, которой в основном посвящен Блог о дружбе с головой и деньгами, хороша тем,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments