Почему-то Г.О.Греф уверен, что если Сбербанк ликвидирует каждое пятое отделение (20%) и сократит каждого восьмого работника (30 тыс. человек), это чудесным образом поможет удвоить активы и прибыль. Притом, что ситуация в экономике, увы, аховая, и прогнозы самого банка совпадают с правительственными по степени пессимизма. И притом, что Сбер уже занимает где треть, а где и половину рынка.
Вообще говоря, что сокращение персонала, что закрытие отделений - процесс хлопотный и затратный. Увольняемым надо выплачивать компенсации, в закрываемых офисах - проводить предпродажную подготовку. Из-за прореживания филиальной сети возрастёт нагрузка на оставшиеся точки продаж, и это чревато оттоком клиентов. Причём, не привычных к очередям и трудностям пенсионеров, а наиболее состоятельных.
Что касается финансовых целей, то и в экспансию за рубеж, где конкуренция выше, а регулирование строже, и в наращивание доли на страховом рынке до >30%, где своих проблем хватает, верится с трудом. Конечно, можно кого-то купить, кого-то потеснить, но это тоже денег требует, а Сбербанк водрузил на флагшток знамя экономии на всём. Хотя у него и так репутация весьма экономного (только не в том, что касается бонусов правлению).
То есть, вариантов тут два. Либо Г.О.Греф втайне рассчитывает на бурный экономический рост, прогресс фондового рынка и превращение Москвы в мировой финансовый центр к 2018 году (суеверно прописывая в стратегии совсем другие макроэкономические ориентиры). Либо он полагает, что в отношении коммерческих банков ЦБ станет придерживаться тактики выжженной земли, и у клиентов выбор будет невелик - Сбер или ВТБ. Которые и поделят рынок по-братски.
В последнем случае я поставил бы на ВТБ, у которого рост будет идти с более низкой базы и, соответственно, ознаменуется более высокими темпами. А вы?
Journal information