Все великие британские экономисты — Давид Рикардо, Джеймс Милль, Джон Мейнард Кейнс — приводили один и тот же пример в пользу государства: если бы не правительство, кто бы строил в Англии маяки? И вот экономист Рональд Коуз пошел в архив Британского адмиралтейства и стал смотреть, кто же в действительности строил маяки. Выяснилось, что ни один маяк в Англии не был построен правительством. Кто их только не (так в оригинале, по смыслу здесь должно быть "ни" - А.Н.) строил — гильдии капитанов, местные общины, корпорации судовладельцев, но только не правительство.
Подобная категоричность суждений в экономической работе не может не настораживать. При этом не составляет большого труда выяснить, что реальная картина, обнаруженная нобелевским лауреатом Р.Коузом, намного сложнее.
В Британии строительством и содержанием маяков занимаются Trinity House (для Англии и Уэльса), Комиссариат северных маяков (для Шотландии) и Комиссариат ирландских маяков (для Ирландии). Расходы этих органов власти оплачиваются из средств Общего маячного фонда. Доходы фонда складываются из маячной пошлины, которую уплачивают судовладельцы... Непосредственное получение средств возложено на таможенные службы портов. Деньги, полученные в счет маячной пошлины, переводятся затем на счета Общего маячного фонда, который подчинен Министерству торговли...
Между Министерством торговли и различными управлениями маячной системы существуют примерно такие же отношения, как между Казначейством и министерствами британского правительства. Бюджеты различных управлений должны утверждаться Министерством торговли
(выделения по тексту мои - А.Н.)
И хотя формально Trinity House не является правительственным ведомством, а выступает как самостоятельная корпорация, по функционалу её можно назвать подотчётной правительству государственно-частной корпорацией. Вообще говоря, механизмы частно-государственного партнёрства широко распространены в Великобритании, составляя одну из особенностей её экономики. И если не заниматься буквоедством, то приходится признать, что именно участие правительства в делах Trinity House позволяет разрешить главную проблему финансирования процесса создания публичных благ:
Здесь прежде всего следует отметить те услуги, которые по своей природе практически не могут быть присвоены теми, кто их производит, или теми, кто желал бы их приобрести. Например, легко может статься, что выгоды от удачно расположенного маяка будут доставаться большей частью судам, с которых окажется невозможно истребовать пошлину за пользование им (Генри Сиджвик, «Принципы политической экономии»).
И ещё один момент. Занявшись архивными изысканиями, Р.Коуз обнаружил, что в период 1610–1675 годов корпорация Trinity House не построила ни одного маяка. Сравните, как интерпретировал это высказывание "экономист" Аузан...
Впрочем, вольное обращение с первоисточниками, произвол в цитировании и (хочу верить, что непреднамеренное) искажение фактов давно уже стали родовыми признаками многих российских либеральных экономистов.
Journal information