Да, это довольно известная предками данная мудрость народная. Избитая-перебитая.
О чём она? О глупости человеческой? Об излишнем усердии? О религиозном рвении?
И да, и нет. Или даже - совсем нет.
Акцентируем смысловое ударение на первом слове. Заставь дурака Богу молиться...
Вот как поступит человек, которого силком заставили делать нечто непонятное и неприятное, и у которого нет возможностей этого избежать легальным путём?
Разумеется, будет искать всевозможные способы "откосить". Болезнь или травма - весьма уважительный повод прекратить надоевшее действие, не так ли?
Умный, скорее всего, будет болезнь симулировать, глупый сделает всё взаправду. Или почти взаправду. Но в любом случае нужный "рабу" результат будет достигнут. Ибо с расшибленным лбом - какая же молитва?
То есть, дурак не так иррационален, как может показаться на первый взгляд. А подлинным глупцом выступает тот, кто заставлял. Затратив усилия на принуждение, он в итоге остался с носом: и дело не сделано, и подчинённый де-факто выпал из процесса на неопределённый срок.
Да, мотивация, основанная на силовом принуждении, до крайности неэффективна. Хотя и популярна кое-где.
А если в этой поговорке второй смысловой акцент сделать на слове "себе", то появится крепкий повод задуматься. Если начать приневоливать человека неглупого, то кому станет лоб расшибать он?
Journal information