Иногда это работает совсем уж примитивно. К примеру, когда в проплаченных газетно-интернетных статьях корреспондент «в лоб» спрашивает эксперта. Мол, уважаемый, что делать в такой-то или такой-то ситуации? И публикует не менее лобовой ответ – наш продукт/товар/услуга решат ваши проблемы наилучшим образом. Наилучшим для доходов отвечающего, естественно.

Но не все действуют так топорно.
Было дело, полиграфиста однажды спросил журналист: как малому бизнесмену выбрать наилучшую типографию для печати своих листовок/буклетов/каталогов. Тот с высоты собственного экспертного мнения начал перечислять. Мол, смотрите, чтобы в наличии были такие-то и такие-то машины. Чтобы переплёт можно было бы сделать и так, и этак, и ещё вот так. Чтобы в штате было никак не менее пяти верстальщиков и трёх дизайнеров, да ещё и редактор-корректор никак не помешал бы. И т.д., и т.п.
Мэтр, что показательно, ни разу не упомянул собственную фирму. Но можете не сомневаться, все названные им критерии выбора к этой компании подходили тютелька в тютельку. Более того, в пределах определённого географического ареала она была такой единственной.
Другой случай. Один финансовый консультант поделился своим мнением насчёт правильного выбора советника по личным финансам. Мол, смотрите, чтобы это был авторитетный эксперт. Чтобы за его авторством вышли хотя бы несколько изданий книг по профилю. Чтобы его мнением интересовались корреспонденты деловых СМИ, которые по определению разбираются в финансовых вопросах лучше среднестатистического обывателя и в состоянии отсеять заведомый шлак. Чтобы его знания подтверждались такими-то и такими-то сертификатами. И проч.
Надо ли говорить, что у самого консультанта и книги, и статьи, и дипломы были в наличии? И ценник - вышесредний...
И надо ли пояснить, что 90% озвученных им критериев имели отношение не столько к профессиональной грамотности, сколько к грамотному пиару? Кстати, названные им сертификаты при желании мог бы приобрести любой – за не слишком высокую плату…
Да, это одна из популярных манипулятивных технологий. Если хотите, чтобы клиент выбрал вас, не давите на него броской рекламой, но задайте ему критерии выбора. Всё остальное он сделает сам…
К сожалению, далеко не все такие манипуляции распознаются «на раз». Ведь нужно понимать не только то, о чём говорит советник, но и то, о чём он умалчивает. Да и в сказанном отделить зёрна от плевел бывает не так-то просто.
Понятно, что самый простой совет – повышайте свой образовательный уровень в той сфере, где вы привлекаете эксперта – ещё и самый трудноисполнимый. Время универсальных гениев закончилось ещё в эпоху Возрождения, и только некоторые титаны, такие как Пётр I, могли позволить себе роскошь разбираться в науках, мореплавании, военном деле и плотницком ремесле. Сейчас и это едва ли доступно.
Да, есть интернет, гугл, и возможность сравнить несколько мнений. Но чтобы понять, кто из экспертов, подчас занимающих взаимно ортогональные позиции, более прав, нужно самому «накачать экспертность».
У меня вот нет универсального рецепта, как отыскивать жемчужные зёрна в тоннах условно-бесплатных советов. А у вас?
PS Ещё о полезных советах можете прочесть здесь.
Journal information