А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

Categories:

Об инвестициях в образование

Ещё одна запись из серии 《для подумать》. Полезно в преддверии новогодних каникул...

Оригинал взят у a_nalgin в Об инвестициях в образование

Меня глубоко умиляет этот призыв – «Инвестируй в образование!». Или, как теперь модно говорить, в развитие человеческого капитала. В реальности же такого рода вкладывание средств чаще всего следует относить в графу «Затраты», но никак не в «Инвестиции». Ибо капитал при этих вложениях не столько приобретается, сколько теряется неизвестно на что.

Что есть инвестиции по определению? Вложение определенной суммы средств в расчете на получение определенной прибыли за определенный срок. Рентабельность такого вложения просчитывается, будущие доходы – более-менее точно прогнозируются, срок задается заранее либо тоже определяется счетным путем. Относится ли это к «инвестициям» в образование? Вряд ли.



Начнем с главного платного образования – высшего. Стоит дорого, длится долго, результат вообще непрогнозируем. Мало того, что ни один эксперт не возьмется сделать точный прогноз состояния рынка труда в большинстве отраслей на 5-ти или 10-летнюю перспективу. Так еще и отношение «образовываемого» к выбранной специальности через 5-10 лет неизвестно, каким будет. Истории о том, как получивший диплом выпускник вуза сразу по выходе из альма-матер начинает заниматься совершенно непрофильным видом деятельности, совсем не редкость.

Далее. Секрет Полишинеля, что 80% времени в вузе тратится на усваивание информации, 80% из которой на поверку оказывается либо устарелой, либо ненужной на конкретном рабочем месте. А 80% реально нужных знаний, навыков и умений приобретаются экспериментально-опытным путем в процессе трудовой деятельности. В этом смысле система высшего образования – чудовищно неэффективна. Прежде всего, для студентов, которых пичкают бесполезной образовательной смесью в надежде, что хоть что-то из этого пригодится.

ОК. Есть МВА, где шансы получить нечто полезное несколько выше. Но реально эта система, смесь делового тренинга и элитарного клуба, работает только на тех, кто уже обладает опытом и пониманием своих потребностей. И основной эффект от нее – наработка связей, что для бизнес-среды важнее иных прочих материй. Во всяком случае, окупаемость у них выше, чем у суммы формальных знаний.

А что с окупаемостью образовательных услуг? Да ничего хорошего. Чтобы считать затраты на образование компенсированными (т.е., даже о прибыли речи пока нет!), необходимо выполнение одного условия. Выпускник вуза должен в течение последующих пяти лет получать такой месячный оклад, который превышал бы зарплату его необразованного сверстника в четыре-пять раз!

Пятилетний срок окупаемости взят по той причине, что именно за это время вузовские знания, как правило, успевают необратимо устареть. И на доходы выпускника преобладающее влияние оказывают уже совсем другие факторы. Связанные не столько с полученным когда-то образованием, сколько с личными качествами самого имярека.

Чтобы проще было понять, откуда берется названная абзацем выше разница в доходах, возьмем простой пример. Вася и Петя закончили школу. Для простоты картины оба имеют возможность: (а) «откосить» от армии, (б) «сидеть на шее» у родителей и (в) «на халяву» получать по 200 тысяч в год в течение пяти лет. Вася пошел в вуз на внебюджет за 200 тысяч в год, а Петя – работать за 20 тысяч в месяц, при этом свои ежегодные 200 тысяч он не пропивает, а кладет в банк на депозит под 8% годовых (сейчас это средний процент в банках-середнячках). На этот же депозит он складывает и зарплату, ибо см. пункт (б). Через пять лет, когда Вася, отдав вузу миллион, пойдет на работу, у Пети на вкладе будет уже 3,4 миллиона. Далее Петя начинает жить на свои 20 тысяч, а вклад его остается в банке под ту же ставку. Чтобы Васе за пять лет догнать Петю по деньгам, ему ежемесячно надо будет на такой же депозит откладывать по 76 тысяч с половиною. Ну и на те же 20 тысяч в месяц жить. То есть, по выходе из вуза Васе нужно будет устроиться на 96,5 тысяч «чистыми» ежемесячно. Вы много обычных вчерашних студентов с такими зарплатами видели?

Разумеется, в реальной жизни – в отличие от двух сферических оболтусов в вакууме – все несколько сложнее. Конкретные денежные расчеты там уступают место перед абстрактными и внеэкономическими категориями «престижности», «элитарности», «самоценности» окончания «хорошего» вуза и непыльности последующей беловоротничковой работы. Да и пост, в общем-то, не о том, что образование – бесполезная трата денег и времени.

Он всего лишь о том, что слоган «инвестиции в образование» – не более чем миф или рекламный трюк.





<
Tags: инвестиции, личные финансы, образование, общество, экономия, эффективность
Subscribe

promo a_nalgin ноябрь 8, 2028 18:28 863
Buy for 50 tokens
Всем добро пожаловать в мой Альманах! Что бы ни побудило вас подписаться — понравившийся ли пост, рекомендация ли друга, счастливый ли случай — я искренне рад этому. Присоединяйтесь, читайте, обсуждайте. Экономика, которой в основном посвящен Блог о дружбе с головой и деньгами, хороша тем,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments