По его расчётам, в части формирования ВВП по источникам доходов наблюдалось лишь небольшое замедление роста оплаты труда. Это в условиях значительного сокращения прироста реального объема добавленной стоимости привело ... к значительному дальнейшему снижению реальной прибыли, начавшемуся еще в 2012... Сокращение прибыли (а не малозаметное повышение реальных ставок по кредиту в начале года...), по-видимому, стало фактором, притормозившим инвестиционную активность, поскольку в финансировании инвестиций роль собственных средств у наших предпринимателей заметно больше, чем привлеченных. (Подчёркивания в тексте мои, выделение жирным - автора цитаты; А.Н.).
Это рассуждение, во-первых, идёт несколько вразрез с устоявшимся мнением о том, что именно спад инвестиций (и государственных, и частных) заставил экономику России резко притормозить в прошлом году. В приведённой выше интерпретации сокращение капиталовложений выступает следствием, а не причиной экономического замедления.
Во-вторых, если принять за основу тезис о том, что "незаработанные" зарплаты стали причиной всех наших бед в 13-м году, нельзя не задаться вопросом, где именно окопались такие щедрые работодатели. Те, кто не стали урезать расходы на персонал в ответ на сокращение объёма производимой добавленной стоимости. Подозрение, естественно, падает в первую очередь на "естественные" монополии. И оно, в общем, оправдано: к примеру, темпы прироста выпуска на транспорте (там сильно рулит РЖД) и у связистов (привет Ростелекому и Почте России) упали почти вчетверо против 2012 г., до менее 1%, а темпы роста ФОТ остались примерно на прежнем уровне (судя по данным Росстата за 11 месяцев) - 10,5% в номинальном и 3,4% в реальном выражении.
С другой стороны, в торговле, где квазигосударственных монополий не наблюдается, видим ту же картину. При более чем трёхкратном замедлении динамики реального выпуска (до 0,83%) темпы роста зарплат даже слегка ускорились по сравнению с 2012 г.: 10,9% в номинальном и 3,8% в реальном выражении. Так что беда это, пожалуй общая. И напоминает римскую империю времени упадка.
"Ленинско-чернышевский" вопрос Что делать, боюсь, не имеет приятного и удобного ответа. Популярный рецепт отнять у "зажравшихся" менеджеров будет не слишком эффективен. По данным Росстата, высокие (более 100 тыс. руб./мес.) зарплаты получают лишь 775 тыс. чел. из 34 млн занятых в экономике. Их совокупный ФОТ - около 1,5 трлн, и даже если его уполовинить, перенеся остаток в прибыль предприятий, экономия будет очень скромной по сравнению с почти 35-триллионным компонентом ВВП "Оплата труда" и 19-триллионной валовой прибылью.
Способ, предлагаемый Сергеем (максимальная либерализация допуска на рынок труда России для усиления конкуренции хотя в нижних его сегментах, т.е. ещё более активный импорт гастарбайтеров из Средней Азии), чреват запредельными социальными рисками в нынешней ситуации хрупкого гражданского мира.
Остаётся уповать на чудо...
Или есть ещё какие-то рецепты повышения производительности труда?
Journal information