Банк требует от жителя Лианозова вернуть кредит, который тот не брал. Вот уже целый месяц Александр Богданов с улицы Новгородской воюет с одним из банков. Банк шлёт ему письма о задолженности. Якобы полгода назад Александр взял потребительский кредит на сумму 30 тыс. рублей под 55% и с тех пор ни копейки не вернул. Уже набежали пени.
А вслед за ними набежали коллекторы, и жизнь москвича стала совсем не сладкой.
[ Узнать всю историю...]— А я никакой кредит не брал! Как его на меня оформили? Ведь ни паспорт, ни другие документы я не терял, — недоумевает Богданов. — Конечно, первым делом позвонил в банк. Там ответили: приходите и пишите заявление. Казалось бы, пустяк. Однако знакомый юрист отговорил меня. Аргумент: скорее всего, мошенники являются сотрудниками банка. Когда я напишу заявление, в руки им попадёт образец моей подписи и копия моего паспорта. Злоумышленники воспользуются настоящими реквизитами и подправят лжедоговор. Доказать что-либо станет невозможно.
Александр Богданов написал заявление о вымогательстве в ОМВД по району Лианозово. Через две недели полиция развела руками и сообщила об отказе в возбуждении уголовного дела. Причина: банк, видите ли, отказывается им предоставить копию кредитного договора. А без этого, понятное дело, расследование не начать.
Богданов пожаловался на бездействие полиции в Бутырскую межрайонную прокуратуру.
— Также я написал заявление в Центробанк, Роспотребнадзор, Ассоциацию банков. В вашу газету обратился, — загибает пальцы Богданов.
А тем временем Александру начали названивать из коллекторского агентства.
— И днём и ночью звонят. Говорят со мной и моей семьёй по-хамски, угрожают. Не вернёшь деньги — возникнут проблемы, арестуют имущество. И вообще, моя кредитная история теперь испорчена навсегда, так как они разослали мои данные в другие банки. Какое они имеют право использовать мои личные данные?
Богданов написал на коллекторов жалобу в Роскомнадзор. А ещё отключил стационарный телефон и сменил номер сотового.
Прокомментировать ситуацию мы попросили старшего помощника окружного прокурора Игоря Абушкевича:
— В целом Александр действует правильно. Разве что его боязнь прийти в банк и написать заявление всё-таки из области теорий заговоров. Сейчас для него главное — получить копию кредитного договора со всеми сопутствующими документами. Банк обязан их предоставить. Не знаю, почему они отказали полиции, а полиция это так легко приняла. Бутырская прокуратура разберётся. Александр может и к нам в окружное отделение написать заявление. Возьмём на контроль. Уверяю вас, как бы банк ни противился, договор ему предоставить всё равно придётся. Это закон! Ну, а дальше надо смотреть сам договор. Какими бы ловкими ни были мошенники, фальшивку определить нетрудно. Александру советую написать ещё одно заявление в полицию или в прокуратуру. Только уже на коллекторов, которые незаконно используют его личные данные.
Прежде чем костерить банкиров, посмотрим на ситуацию с их стороны. У них на руках кредитный договор, где все данные заёмщика указаны правильно. Все, вплоть до стационарного и мобильного телефона. При этом заёмщик кредит не обслуживает, по телефону утверждает, мол, ни копейки у вас не взял, но написать официальное заявление отказывается напрочь. Естественно, любой банк с чистой совестью передаст такой проблемный долг коллекторам по истечении 180-дневного срока. Тех же неминуемо настораживает, когда заёмщик не идёт на контакт, отключая мобильный и стационарный телефоны. Наконец, совершенно неясно, почему заявление в полицию было о вымогательстве, а не о мошенничестве.
Это, разумеется, ни разу не перевод стрелок и не заявление, мол, незадачливый моквич "сам виноват". Но лучше бы он воспользовался советами более грамотного юриста.
Страх заявить в банк о возможном мошенничестве с одной стороны отдаёт паранойей: в нормальных кредитных организациях заявления клиентов рассматривают совсем не те люди, что одобряют займы. Особенно, если обращаться в головной офис. Но в мелких банчках теоретически может твориться всякое. В общении с ними можно подстраховаться, поручив всю переписку поверенному (доверенность надо будет оформить нотариально).
Хороший вариант - тупо попросить копию "своего" кредитного договора. Мол, собственный экземпляр потерял. С такими просьбами обычно разбираются операционисты в отделениях, а не кредитные инспектора, и вопрос решается буквально в один визит. Иногда, правда, за небольшую денежку.
В полицию надо заявлять именно о мошенничестве: требуя вернуть долг по формально действующему кредитному договору, банк закон не нарушает и ничего не вымогает. Подделка же подписи гражданина на кредитном договоре - "чистая" 159-прим. При этом в рамках расследования уголовного дела у банка может быть истребовано всё кредитное досье, включая собственноручно заполненную анкету заёмщика, копии документов и т.п., а не только договор. Ну а "пинать" полицейских, если те бездействуют, действительно надо через прокуратуру. В остальном, пожалуй, можно руководствоваться советами прокурора. Но также нелишне понимать, что экспертиза тоже не всесильна. Посему не худо бы позаботиться о других доказательствах своей правоты.
И, да, если даже удастся доказать, что ты сам стал жертвой кредитных мошенников, мытарства на этом не закончатся. Надо будет "очищать" свою кредитную историю, а это - тоже хлопотное дело.
В общем, не разбрасывайтесь где попало своими паспортами и подписями!
Journal information