А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

О розах и шипах

Как это часто бывает перед «гендерными» праздниками, сегодня в России – День цветочника. Торговцы букетами появляются едва ли не на каждом перекрёстке, а срезанные экземпляры отечественной и зарубежной флоры заметно растут в цене. Раза в полтора-два, а то и в три. В крайнем случае, веточки кустарников продаются по стоимости гвоздики или тюльпана.

Справедливости ради, это не только российский феномен. В США, к примеру, цветы дорожают под 14 февраля. Накануне этого дня «стандартный» букет из дюжины чайных роз обычной стоимостью 10-15 долл. в Нью-Йорке может обойтись – в зависимости от цветочного магазина – в 25, 50 или даже 80 долл.

Rose

Оправдывая такой экстраординарный рост цен, продавцы обычно ссылаются на сильно увеличивающиеся затраты и риски. Дополнительные партии цветов надо как-то перевезти и где-то хранить, причём и то, и другое, как правило, требует особых условий (температура, влажность и т.п.). Поскольку речь идёт о разовой и краткосрочной аренде или фрахте, оплачивается всё это по более высоким тарифам. Наём дополнительных временных работников тоже увеличивает расходы. Плюс (точнее – минус с точки зрения цветочного бизнеса) больше рисков повреждения или утраты части товара. Цветы – «скоропорт», да…

Это, разумеется, не вся правда. Даже по самым крутым расценкам, такие разовые траты поднимают себестоимость одного цветка процентов на 5-10. Словом, желание цветочников использовать ажиотажный спрос для извлечения сверхприбыли, понятное дело, сказывается на предпраздничном ценнике далеко не в последнюю очередь.

Однако здесь возникает ещё один любопытный момент. Ажиотаж в канун праздников понятен и предсказуем. Как и скачок спроса по определённым датам в календаре. С точки зрения экономической теории, эффективный рынок должен был бы давным-давно этот момент уловить и нивелировать. На рынке акций, к примеру, известны несколько календарных эффектов, от еженедельных до ежегодных, но генерируемый ими профит от года к году становится всё меньше (хотя и не исчезает полностью).

Тем не менее, предпраздничные ценовые аномалии на цветочном рынке длятся едва ли не десятилетиями. И это заставляет обратить внимание на тех, кто по другую сторону прилавка. В конце концов, одного только желания продавца «урвать» дополнительную прибыль мало. Надо ещё согласие покупателя заплатить за товар много больше обычного.

В канун праздников такое согласие даётся на удивление легко. Даже торговаться с цветочниками многие в эти дни считают моветоном. Эх, разойдись рука, раскройся кошелёк! Тут уже не обойтись без анализа мотивов покупателя. А там вполне резонно возникает вопрос: не является ли покупка цветов по баснословной цене своего рода суррогатом Подвига во имя Дамы, позволяющего покупателю ублажить своё эго? Почувствовать себя Роландом и Крезом одновременно?

И ещё хочу поинтересоваться у читательниц: а вы считаете, что более дорогие цветы к праздничной дате – признак большего внимания и бо́льших достоинств вашего кавалера?

Tags: личные финансы, общество, рынки, теория, цены, экономика
Subscribe
Buy for 60 tokens
Я давно разделяю всех женщин на тех, кто способен держать удар и тех, кто терпит безо всякого смысла. Одно дело – уметь держать себя в руках. Когда нужно – ограничить себя в питании, пойти на тренировку, даже если не хочется, или освоить новый сложный навык, чтобы не терять хватку.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments