Это убеждение «Поколения Z» – сущий кошмар для брокерских компаний, чьи финансовые результаты зависят от комиссионных по сделкам. То есть, от готовности клиентов инвестировать в акции и облигации, а также от их стремления регулярно перетасовывать инвестиционные портфели.
С другой стороны, молодых американцев понять можно. Они выросли в эру драматических колебаний фондового рынка, начиная с краха доткомов и до глобального финансового кризиса. К примеру, в период с октября 2007 года по февраль 2009 основной американский индекс Dow Jones Industrial упал почти вдвое, чтобы восстановиться до предкризисных максимумов ему потребовалось четыре года.
Такие падения воспринимаются очень болезненно, тогда как инфляционное обесценение сбережений мало заметно обывателю. Отчасти по этой причине метка на шкале «доходность – риск» у американцев в последние годы отчётливо сместилась в сторону непринятия рисков. И пугающие заголовки новостей, живописующих «обвалы» фондовых рынков (даже если снижение индексов исчисляется несколькими процентами), лишь подкрепляют стремление держаться подальше от рискованных активов.
Истории, подобные этой, желания покупать акции тоже не добавляют.
Кроме того, срабатывает стереотип «Поколения Z»: сначала самореализация, потом – инвестиции. Молодёжь в массе своей думает, что вкладывать капитал имеет смысл только после свадьбы и обустройства «семейного гнёздышка». То есть, где-то после 30-ти. Если ориентироваться на законы сложного процента, это означает потерю впустую самых результативных лет.
Такое изменение инвестиционных предпочтений – не самый приятный тренд для американского фондового рынка. Он и так уже стои́т перед вызовом, который связан с выходом на пенсию поколения «бэби-бумеров», из-за чего миллионы инвестиционных счетов переключатся в режим расходования накоплений. С известными оговорками, у финансовой элиты США крайне мало альтернатив привлечению на фондовый рынок средств извне.
Понятно, что такое привлечение можно обеспечить несколькими разными – порой взаимодополняющими – методами. И понятно также, что один из них – своего рода устранение конкурентов. Например, за счёт применения «мягких» санкций. Или просто путём поддержания геополитической напряжённости за пределами США, из-за чего капиталы «инстинктивно» устремляются в активы самой крупной и самой сильной экономики мира.
Эволюция американской внешней политики последних лет базируется на твёрдой рыночной основе…
Journal information