А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

Category:

О работниках весла

Как утверждает классик, если бы какой-нибудь гениальный писатель обладал таким совершенным пером, что дал бы читателю, не видевшему Венеции, настоящее о ней представление, он принёс бы много несчастья и тоски читателям. Потому что узнать Венецию, и не увидеть её, это сделаться навеки отравленным, до самой смерти неудовлетворенным.

Скромная попытка показать город, ставший именем нарицательным, уже была здесь. Пришёл черёд рассказать о другой чисто венецианской достопримечательности, без которой та прогулка не могла бы состояться.

Gondola1

О гондольерах.

Вначале слово классику:

Выйдя из гостиницы, я подхожу к берегу и делаю знак. С радостным воем гондольер прыгает в гондолу и, как птица, подлетает ко мне. Сейчас же откуда-то из-за угла дома вылетают: 1) здоровенный парень, роль которого -- подсадить меня, поддержав двумя пальцами под локоть; 2) другой здоровенный парень, по профессии придерживатель гондолы у берега какой-то палочкой, -- хотя гондола и сама знает, как вести себя в этом случае; 3) нищий, -- по профессии пожелатель доброго пути, и 4) мальчишка-зритель, который вместе с остальными тремя потребует у вас сольди за то, что вы привлекли этой церемонией его внимание.

Gondola3

[Продолжение...]Я сажусь; поднимается радостный вой, маханье шапками и пожелания счастья, будто бы я уезжаю в Африку охотиться на слонов, а не в ресторанчик через две улицы.

При этом все изнемогают от работы: парень, который подсаживал меня двумя пальцами, утирает пот с лица, охает и, тяжело дыша, придерживает рукой готовое разорваться сердце; парень, уцепившийся тоненькой палочкой за борт гондолы, стонет от натуги, кряхтит и всем своим видом показывает, что если в Италии и существуют каторжные работы, то только здесь, в этом месте; нищий желает вам таких благ и рассыпается в таких изысканных комплиментах, что не дать ему -- преступно; а ротозей-мальчишка вдруг бросается в самую средину этого каторжного труда и немедленно принимает в нем деятельное участие: поддерживает под локоть того парня, который поддерживал меня.

Если вдумаешься в происшествие, то только всего и случилось, что я сел в лодку... Но сколько потрачено энергии, слов, споров, советов и пожеланий. Четыре руки с четырьмя шляпами протягиваются ко мне, и четверо тружеников, получив деньги, дают клятвенное уверение, что теперь, после моего благородного поступка, обо мне позаботятся и Святая Мария, и Петр, и Варфоломей!

Я говорю гондольеру адрес, мы отчаливаем, тихо скользим по густой воде и, после получасовой езды, подплываем к самому ресторану. Кто-то на берегу приветствует меня радостными кликами. Кто это? Ба! Уже знакомые мне: придерживатель гондолы, подсаживатель под руку, пожелатель счастья и мальчишка поддерживатель поддерживателя под руку.

Они объясняют мне, что слышали сказанный мною гондольеру адрес и почли долгом прийти сюда, чтобы не оставить доброго синьора в безвыходном положении. Опять кипит работа: один придерживает гондолу, другой суетливо призывает благословение на мою голову, третий меня придерживает под руку, а четвертый поддерживает третьего
.


Сейчас, конечно, всё не так, как столетие назад. Но гондолы (венецианцы это слово произносят как го́ндола) ничуть не изменились. Дело в том, что размеры и конструкция этой лодки закреплены законом – длина 11,05 м, ширина 140 см, плоское дно и асимметричная форма – левый борт на 24 см шире правого. Это позволяет гондольеру управлять судном стоя чуть сбоку от продольной оси. Вес гондолы – около 400 кг, он подбирается с учётом веса и роста гондольера, чтобы лодка была маневренной и устойчивой.

Gondola2

Нос гондолы украшен особым железным наконечником — ферро (ferro) — из шести параллельных полос по числу 6 районов города и седьмой полосы, имеющей другое направление и символизирующей остров Джудекка. Ферро имеет не столько эстетическое, сколько практическое назначение: по нему гондольер определяет пройдёт ли корабль под очередным мостиком или нет, а кроме того 30-килограммовое украшение служит противовесом гребцу.

Цена хорошей гондолы, по словам её хозяина, 35-45 тыс. евро, а выполнение заказа занимает около трёх лет. На изготовление судна идёт 8 пород дерева, элементы конструкции производятся из лиственницы, ели, дуба, вяза, вишни, красного дерева, ореха и липы. Всего в гондоле 280 деталей, большинство из которых вытачиваются вручную. Готовая лодка покрывается слоями чёрного лака.

Популярная версия о том, что этот цвет был официально утверждён в 1562 году во время эпидемии чумы, когда гондолы использовались для перевозки тел умерших, не вполне верна. На самом деле, чума свирепствовала в Италии двумя веками раньше. А единый для всех чёрный лак стал обязательным по указу о борьбе с излишней роскошью, чтобы венецианцы не растрачивали впустую фамильные состояния на бессмысленные состязания в украшательстве лодок. Кроме того, гондолу обычно смолили, чтобы она не протекала, а поскольку смола черная, то и судно было экономнее всего покрасить в такой же цвет.

Купить гондолу в частное владение просто так не получится. Управлять ей можно только на основе специальной лицензии, а их число жёстко закреплено в законе - 425. Кстати, в этом документе указано максимальное количество пассажиров (шесть) и тариф (80 евро за 40-минутную прогулку днём и 120 евро в ночное время). Плата берётся за всё судно, независимо от количества катающихся. Торговаться с гондольером или просить взять на борт на человека больше, пусть даже ребёнка, абсолютно бесполезно.

Gondola4

Гондольеры – это венецианская элита. Попасть туда со стороны практически невозможно, и обычно лицензии передаются по наследству, либо по знакомству. Несмотря на любую протекцию, каждый кандидат в гондольеры сдаёт экзамены на вождение (практический), а также на знание истории Венеции, иностранного языка, навигацию и… умение петь. Впрочем, некоторые утверждают, что тест на вокальные способности - выдумка досужих туристов. После экзаменов гондольер обязан отучиться год на специальном курсе, который организует Институт по сохранению гондолы.

Рабочий день венецианского гондольера обычно составляет около 15 часов, и это тяжелый труд. Виртуозно управляя лодкой, гондольер ублажает пассажиров историями, выполняет функции гида, рассказывая о достопримечательностях за бортом или жизни известных венецианцев, а также - хотя бы раз за поездку - исполняет знаменитую баркаролу.

Gondola5

Гондольеры работают по сменам: три дня через три. Работа начинается в девять утра и может продолжаться до полуночи, до последнего клиента. Раньше считалось, что это сезонная занятость, с мая по октябрь, сейчас туристы приезжают в Венецию круглый год, и гондольеры трудятся без отдыха. Без их важной и востребованной работы впечатления о городе на воде были бы неполными.

А закончим этот рассказ тоже цитатой из классика. Поэтической.

Ночь тиха, в небесном поле
Светит Веспер золотой.
Старый дож плывёт в гондоле
С догарессой молодой.
Воздух полн дыханьем лавра.
Дремлют флаги бучентавра.
Море тёмное молчит...

(А.С.Пушкин).

Tags: личное, путешествия, транспорт, труд и капитал
Subscribe
Buy for 60 tokens
Определение Молдовы как страны с "развивающейся" или "восстанавливающийся" экономикой (а именно такой дискурс можно наблюдать в молдавских СМИ) - это формальность, которая в современных реалиях не выдерживает критики. Поскольку экономическое процветание страны определяется, в первую очередь,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments