А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

О бюджетных манёврах и личных счетах

Глава Минфина РФ Антон Германович Силуанов сделал отчаянную попытку сохранить и преумножить т.н. "бюджетное правило", становящееся в нынешних условиях деструктивным по отношению к экономике России. И обозначил возможный компромисс - новый бюджетный манёвр - в свете Минфином же сформированного перечня среднесрочных рисков. Как и следовало ожидать, его приоритетами названы долгосрочной бюджетной устойчивости и сохранение макроэкономической стабильности (читай - текущего балансирования национального хозяйства на грани между скромным ростом и приближающимся спадом).

ВЕДОМОСТИ

Антон Силуанов: О бюджетной политике

Исследования показывают, что эффективность бюджетного стимула находится в целом под большим вопросом

Необходимо задуматься о модернизации бюджетного правила. Его новая версия должна обеспечивать долгосрочную бюджетную устойчивость на фоне перечисленных угроз, учитывать полный объем нефтегазовых доходов и фазу экономического цикла, т. е. полностью соответствовать требованиям бюджетных правил «второго поколения». Очевидно, новое правило неизбежно будет более жестким по сравнению с действующим.

Где искать потенциал для бюджетной консолидации и перераспределения ресурсов? Можно выделить пять основных сегментов: сбалансированность пенсионной системы, рационализация социальных обязательств (принципы адресности и нуждаемости), оптимизация бюджетной сети, минимизация субсидий и льгот, повышение эффективности при реализации госпрограмм.

Экономию, которую бюджет получит от реализации этих идей, необходимо распределять между снижением ненефтегазового дефицита (обеспечивать расходы будущих периодов) и увеличением расходов, способствующих повышению потенциальных темпов экономического роста

Читать целиком
Антон Силуанов: О бюджетной политике


Прежде всего, стоило бы заметить, что министр использует не вполне корректную аргументацию, когда говорит о сомнительной эффективности бюджетного стимулирования экономики.

Вот этот феномен - расходы консолидированного бюджета на дорожное хозяйство с 2004 г. выросли к 2013 г. почти в 4 раза в номинальном и в 2 раза в реальном выражении, при этом объем ввода автомобильных дорог с твердым покрытием практически не изменился (около 2000 км в год) - сам по себе не говорит ни о чём. Ибо:
  • в 2004 году часть расходов на дорожное строительство финансировалась из региональных внебюджетных дорожных фондов, которые были упразднены только в 2005 г.;
  • в расходы на дорожное хозяйство с 2005 года входят и затраты на функционирование Росавтодора с подведомственными учреждениями (их попросту не было в 2004 году);
  • с 2005 года наряду со строительством осуществляется также дорогостоящая программа реконструкции и капитального ремонта автодорог в России.

Иными словами, вот эта связь - за 10 лет расходы на дорожное хозяйство удвоились, а объём ввода остался прежним - вообще ни о чём. Сравнивается несравнимое, не говоря уж о том, насколько корректно посчитан дефлятор для определения реальных темпов роста бюджетных затрат (есть подозрение, что для этого взят ИПЦ, который отражает ценовую динамику совсем других товаров).

Что касается тех расходных статей, которые А.Г.Силуанов предлагает, по сути, урезать в рамках нового бюджетного правила, деликатно называя это бюджетной консолидацией, то и здесь приоритеты расставлены... весьма интересно.

На первый план выдвинуты пенсионные и социальные обязательства, субсидии и льготы. Зато повышение эффективности госпрограмм скромно оставлено на последнем месте, да ещё и снабжено оговоркой "при реализации". О том, что некоторые ёмкие и дорогостоящие госпрограммы при желании можно было бы сократить, а иные и вовсе упразднить ввиду нецелесообразности и лоббистского характера, не говорится ни слова.

Один здравый компонент, впрочем, имеется: возобновление функционирования накопительного элемента пенсионной системы в штатном режиме. Но в связке со словами о поисках источников финансирования госпрограмм это предложение наводит на мысль о том, что пенсионные накопления вслед за ФНБ пойдут на сомнительные инвестпроекты и неэффективные прожекты. С предсказуемым результатом.

В общем, как ни модернизируй "бюджетное правило", а для простого человека вывод прежний:
о своей пенсии каждый должен заботиться самостоятельно и ещё смолоду.

На государство надежды нет.


Tags: Россия, бюджет, инвестиции, личные финансы, пенсии, рекомендации, реформы, эффективность
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo a_nalgin ноябрь 8, 2028 18:28 864
Buy for 50 tokens
Всем добро пожаловать в мой Альманах! Что бы ни побудило вас подписаться — понравившийся ли пост, рекомендация ли друга, счастливый ли случай — я искренне рад этому. Присоединяйтесь, читайте, обсуждайте. Экономика, которой в основном посвящен Блог о дружбе с головой и деньгами, хороша тем,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments