|
Прежде всего, стоило бы заметить, что министр использует не вполне корректную аргументацию, когда говорит о сомнительной эффективности бюджетного стимулирования экономики.
Вот этот феномен - расходы консолидированного бюджета на дорожное хозяйство с 2004 г. выросли к 2013 г. почти в 4 раза в номинальном и в 2 раза в реальном выражении, при этом объем ввода автомобильных дорог с твердым покрытием практически не изменился (около 2000 км в год) - сам по себе не говорит ни о чём. Ибо:
- в 2004 году часть расходов на дорожное строительство финансировалась из региональных внебюджетных дорожных фондов, которые были упразднены только в 2005 г.;
- в расходы на дорожное хозяйство с 2005 года входят и затраты на функционирование Росавтодора с подведомственными учреждениями (их попросту не было в 2004 году);
- с 2005 года наряду со строительством осуществляется также дорогостоящая программа реконструкции и капитального ремонта автодорог в России.
Иными словами, вот эта связь - за 10 лет расходы на дорожное хозяйство удвоились, а объём ввода остался прежним - вообще ни о чём. Сравнивается несравнимое, не говоря уж о том, насколько корректно посчитан дефлятор для определения реальных темпов роста бюджетных затрат (есть подозрение, что для этого взят ИПЦ, который отражает ценовую динамику совсем других товаров).
Что касается тех расходных статей, которые А.Г.Силуанов предлагает, по сути, урезать в рамках нового бюджетного правила, деликатно называя это бюджетной консолидацией, то и здесь приоритеты расставлены... весьма интересно.
На первый план выдвинуты пенсионные и социальные обязательства, субсидии и льготы. Зато повышение эффективности госпрограмм скромно оставлено на последнем месте, да ещё и снабжено оговоркой "при реализации". О том, что некоторые ёмкие и дорогостоящие госпрограммы при желании можно было бы сократить, а иные и вовсе упразднить ввиду нецелесообразности и лоббистского характера, не говорится ни слова.
Один здравый компонент, впрочем, имеется: возобновление функционирования накопительного элемента пенсионной системы в штатном режиме. Но в связке со словами о поисках источников финансирования госпрограмм это предложение наводит на мысль о том, что пенсионные накопления вслед за ФНБ пойдут на сомнительные инвестпроекты и неэффективные прожекты. С предсказуемым результатом.
В общем, как ни модернизируй "бюджетное правило", а для простого человека вывод прежний:
о своей пенсии каждый должен заботиться самостоятельно и ещё смолоду.
На государство надежды нет.
Journal information