На самом деле, если копнуть отчётность глубже, не всё так плохо, как рисует отчётность. И процентные, и комиссионные доходы ВТБ выросли по сравнению с аналогичным периодом 2013 года - на 22% и 24% соответственно. И даже несмотря на кратное снижение "прочих" доходов чистый опрационный доход увеличился на 15%.
Ну а резкое снижение чистой прибыли - во многом бумажное, вызванное более чем двукратным ростом отчислений в резервы, с 22,0 до 47,6 млрд руб.
Фото © Ведомости.
Что действительно не очень приятно - до крайности низкие темпы прироста корпоративного и розничного кредитных портфелей: на 5,5% и 5,9% соответственно. Учитывая, что валютная составляющая этих портфелей должна была показать ощутимое увеличение из-за девальвации рубля, можно говорить о стагнации как корпоративного, так и розничного кредитования во втором по размеру банке страны. При этом стоимость риска по кредитам физическим лицам подскочила с 1,9% до 5,5%. Возможно, здесь есть некоторая перестраховка, но лучше уж соломки подстелить...
В принципе, если не закладываться на какие-то экстремальные сценарии, к III-IV кварталу экономическая ситуация в России должна бы несколько стабилизироваться. Соответственно, ВТБ сможет частично распустить резервы, что - опять-таки на бумаге - выльется в рост прибыли. А может подождать с роспуском и до следующего года. Тогда акционерам банка не имеет смысла рассчитывать на хоть сколько-нибудь приличные дивиденды.
Формирование и роспуск РВПС - вполне законные инструменты управления чистой прибылью в банковском секторе. Особенно когда регулятор требует 25% от неё направлять на дивиденды.
Так что - ничего удивительного.
Journal information