В январе 1991 года началась последняя денежная реформа СССР. Под предлогом борьбы с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в страну из-за рубежа, власти приняли решение в три дня обменять старые 50-ти и 100-рублёвки на новые, причём в строго ограниченной сумме, а потом - кто не успел, тот опоздал.
Заодно был обновлён почти весь дизайн советских банкнот. Одна из самых популярных купюр, червонец, стала вот такой.
Но даже на излёте СССР это были деньги. К примеру, зарплата инженера сразу после вуза составляла в то время 120-130 рублей, а студенческая стипендия - 40-60 рублей.
Создав огромные трудности народу, с экономической точки зрения павловская реформа себя не оправдала. Конфискационная процедура позволила изъять из обращения всего 14 млрд наличных рублей - приблизительно 10% от тогдашнего их объёма или чуть менее 17% от запланированных к изъятию 81,5 млрд руб. И одновременно она стала окончательным сигналом к бегству от денег.
Уже через два месяца, несмотря на 10%-е сокращение денежной массы, власти были вынуждены резко, в 2-4 раза повысить цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. А в середине года червонец превратился в биметаллическую монету.
В декабре 1991 г. эксперты газеты "КоммерсантЪ" подсчитали, что с учетом "павловской" реформы цены за год выросли в 7,8 раза. При этом наибольший вклад в ценовую гонку внесли отнюдь не рыночные факторы, а различного рода форс-мажорные обстоятельства, такие как обмен купюр и слухи о предстоящих катаклизмах в денежном обращении.
Несколькими месяцами спустя на арену вышел уже российский червонец, медно-никелевый (небольшая партия таких монет, впрочем, была отчеканена из стали и покрыта мельхиором).
Но инфляция к тому времени была уже галопирующей, счёт деньгам вёлся уже на тысячи, и червонцы стали совсем уж мелкой разменной монетой, которую далеко не каждый соглашался держать в кошельке.
Вот так, всего лишь за год...
Journal information