Мы хотим жить. Наши соседи хотят видеть нас мёртвыми. Это оставляет не слишком много пространства для компромисса.
Думаю, сейчас под этими словами подпишутся многие украинские политики. Да и простые граждане тоже. Хоть в Киеве, хоть в Донецке и Луганске. Это вполне очевидно.
Также не менее очевидно, что война до победного конца едва ли возможна: даже при самом благоприятном раскладе победа любой из сторон скорее всего окажется пирровой (и, вероятно, временной). Масштаб экономических проблем, порождённых этим затяжным противостоянием, таков, что украинское хозяйство едва ли выстоит без внешней помощи. Показательно, что П.А.Порошенко пригласил на ближайшую конференцию доноров по Украине даже "агрессора" - Россию.
Российская экономика, будем честны, тоже ощущает бремя гражданской войны у соседей. Рост инфляции (даже в традиционно дефляционном августе цены продолжают подниматься с темпом 0,1% в неделю). Стагнация в промышленности (прирост промпроизводства на 1,5% в годовом выражении - на уровне статпогрешности). Ожидания снижения реальных доходов населения. Торможение инвестиционной активности. Всё это, конечно, не только издержки санкций, контрсанкций и усиления нестабильности на рынках из-за Украины, но и прямое следствие тех негативных тенденций, которые формировались в 2013 г. Однако "внутриукраинский" конфликт, безусловно, стал дополнительным грузом для находящегося в не самой лучшей форме российского хозяйства.
Итак, компромисс необходим и невозможен одновременно.
Или всё-таки возможен?
Как вы думаете, какие варианты прекращения гражданской войны на Юго-Востоке Украины могут оказаться хотя бы минимально приемлемыми для всех вовлечённых в противостояние сторон, прежде всего для Киева и Донецка с Луганском?
Journal information