Собственно, ещё в древнем мире некоторые монеты отдельных государств получали широкое хождение далеко за границами страны-эмитента и активно использовались в торговле даже с очень далёкими партнёрами. Коринфские статеры, афинские тетрадрахмы, римские денарии — вот далеко не полный перечень таких международных измерителей стоимости товаров. Но всё же эти деньги, говоря современным языком, были региональными валютами.
Та, которую можно назвать глобальной, — появилась с открытием Америки.
Несмотря на неказистый вид, эти монеты первыми стали играть роль всемирного эквивалента стоимости. Даже по своему происхождению они были интернациональными, ибо чеканились в Испании, но из мексиканского или боливийского серебра. Впрочем, довольно скоро их выпуск по экономическим мотивам был перенесён поближе к местам добычи сырья. Это не лучшим образом отразилось на их внешнем виде, но не повлияло на "платёжеспособность".

Серебряная монета достоинством в 8 реалов (исп. peso de à ocho — дословно «кусок из восьми», «восьмерик») начала чеканится в Испании при короле Карле I во второй трети XVI века после того, как в испанских колониях на американском континенте были обнаружены колоссальные по европейским меркам залежи серебра. Его оказалось так много, что уже очень скоро монетные дворы в Мадриде, Толедо, Барселоне, Севилье и др., просто перестали справляться с чеканкой монет относительно мелких номиналов. И тогда производство решили развивать на месте, то есть на американском континенте.
Основной рабочей силой были аборигены. Технологии использовались самые примитивные - кусок серебра нужного веса расплющивался молотком до состояния плоского кругляша, после чего специальными чеканами на аверс и реверс монеты наносились необходимые изображения. Крупнейшие монетные дворы испанской Америки располагались в Мехико, Лиме и Потоси (с 70-х гг. XVI в.).
Большинство «восьмериков» сразу же уходили в обращение и начинали обслуживать испанскую торговлю. А поскольку Испания в те времена тоже была де-факто империей, в которой никогда не заходит Солнце, серебряные песо расходились очень широко. Они служили для торговых расчётов в Европе, арабском мире, Юго-Восточной Азии, на африканском континенте и добрались даже до закрытого от европейцев Китая (через испанскую колонию на Филиппинах).
Всего с 1537 по 1888 г. из мексиканского серебра было выпущено более 3 миллиардов песо. Эти монеты стали прямым прототипом доллара США: первый американский монетный закон от 2 апреля 1792 объявил монету с чистым весом 24,056 г серебра национальной денежной единицей, приравняв ее к «одному испанскому доллару», т.е. к песо.
Но это уже совсем другая история...
Journal information