И в любом толковом словаре популярно объясняется, что жил да был 2500 лет назад такой лидийский царь, прославившийся на весь мир своим богатством (и закончивший свою жизнь лишившимся всего, чем владел). Как-то немножко вскользь сообщается, что благосостояние Лидии базировалось на крупных месторождениях золота и активной внешней торговле.

Золотая и серебряная монеты легендарного Крёза из коллекции британского музея (фото автора).
Впрочем, жёлтый металл и в те годы встречался много где. Великой страной золота в древности был Египет, куда оно стекалось из Африки (Нубии). На землях Колхиды также шла активная золотодобыча, пусть и примитивным способом - вспоминаем старый добрый миф об аргонавтах. Геродот упоминал золотые россыпи греческих островов Сифноса и Фазоса, а также побережий Фракии. Но богатство скопилось в Лидии.
Крёз взошел на лидийский трон в 560 г. до н.э. и стал управлять царством, которое уже было богатым. Его предшественники создали прочный экономический базис для благосостояния государства, производя одни из лучших парфюмерных и косметических товаров древнего мира. Кроме того, Лидия находилась на перекрёстке торговых путей, что делало её привлекательным местом для регионального товарообмена.
Некоторые источники уверяют, что несметными богатствами Крёз обязан главному изобретению своих предшественников — монетам, новой революционной форме денег. В этой заметке я уже рассказывал о продукции лидийского монетного двора. Впрочем, к моменту начала правления Крёза идею чеканки металлических денежных знаков подхватили многие страны Древнего мира. К примеру, почти одновременно с Лидией стали выпускать монету в Арголиде, где царь Фейдон повелел изображать на аверсе морскую черепаху.
Но в Лидии пошли ещё дальше. Отец Крёза, Алиаттес (606—561 гг. до н.э.), ввёл одновременное обращение золотых и серебряных монет и накопил некоторый опыт регулирования их обменных курсов. Эти знания он передал сыну. Тот в итоге сумел организовать первый в Древнем мире валютный рынок, где монеты одних государств обменивались на дензнаки других. Хитрость состояла в том, чтобы попутно играть на курсе обмена между серебром и золотом. Естественно, к собственной выгоде.
Вот так симбиоз торговых сборов и валютных спекуляций породил легендарные богатства. Впрочем, под занавес своей жизни Крёз потерпел сокрушительное военное поражение от персов, Лидия была разграблена завоевателями, а сам незадачливый царь по одной версии был в два приёма сожжён победителями, а по другой - пошёл в наёмные работники к персидскому царю Киру.
Но это уже немного другая история...
Journal information