Эффект толпы или, как его ещё называют, эффект каскадного поведения участников, более-менее неплохо изучен экономистами, психологами, нейробиологами и социологами. Согласно одной из наиболее распространённых теорий, крутой вираж на финансовых рынках запускают первые несколько человек, принявших одинаковое решение.
Происходит это, например, следующим образом: два трейдера при покупке акций последовательно делают одинаковый выбор на основе субъективного восприятия какой-либо важной информации. Третий, игнорируя собственные объективные данные, следует их примеру, считая, что предыдущие трейдеры обладают неким знанием, которое указывает на правильность принятого ими решения, а не его альтернативы. Остальные же инвесторы уже как бы рационально идут за мнением первых трех трейдеров (исходя из того же предположения, что первопроходцы обладают информацией в пользу принятых ими решений). Это и запускает «информационный каскад» финансовых реакций, чаще всего иррациональных.

Экономическая теория говорит нам, что человек должен с одинаковым вниманием оценивать как самостоятельно полученную информацию, так и поступившую извне, от других людей. Поэтому вполне понятно, почему трейдер может принять неправильное решение, опираясь на данные, которые количественно (по числу мнений) перевешивают его собственные. С другой стороны, большинству людей рационализм не свойствен, и "свою" информацию они оценивают выше, чем "чужую". Но бывают исключения...
Исследователи Василий Ключарев из НИУ ВШЭ, а также Рафаэль Хубер и Йорг Райскамп из Университета Базеля в ходе серии экспериментов отчасти установили, как работает механизм запуска информационных каскадов на уровне мозга.
В исследовании приняли участие 27 человек – мужчины и женщины в возрасте от 20 до 29 лет. Каждого испытуемого помещали в магнитно-резонансный сканер. В течение двадцати минут человек должен был принять решения в 32 смоделированных ситуациях относительно покупки акций. Каждый раз ему предлагалось сделать выбор между двумя акциями. Испытуемый располагал, с одной стороны, личной информацией, а с другой, социальной – решениями двух других трейдеров.
Эксперимент подтвердил, что подавляющее большинство (24 из 27 человек) имеют тенденцию придавать больший вес своей собственной информации во время принятия решений. Однако трое поступили иначе.
Исследование показало, что у большинства людей в момент получения личной информации менее активна область мозга, связанная с когнитивной, т.е. рациональной переработкой информации (височная кора). Напротив, инсулярная кора, которая активируется, когда человек испытывает сильную эмоциональную реакцию, проявляла себя на МРТ очень даже зримо.
Экспериментаторы заметили, что чем активнее работала эмоциональная кора головного мозга при восприятии экономических данных, получаемых на рынке самостоятельно, тем менее подопытные были склонны руководствоваться при принятии финансового решения "чужим", а не собственным мнением. Если исходить логически из полученных результатов, то каскадную реакцию на финансовом рынке скорее всего запускают люди, чей мозг более рационально, "холодно" воспринимает собственную информацию.
Понятно, что стадное поведение заложено в людях самой природой и долгими годами эволюции. А вот надо ли с ним бороться - ещё большой вопрос.
Стадное поведение само по себе не является злом. Никогда до конца невозможно знать, с чем мы имеем дело – с каскадом неправильных решений или, наоборот, с каскадом оптимальных решений. В последнем случае стадное поведение оказывается оправданным.
Кстати, это не только к финансовым рынкам относится.
Journal information