Торжество здравого смысла всегда радует. Осталось лишь присмотреться к его деталям.
Полной картины пока ещё нет, но главные её фрагменты уже можно составить по заявлениям для прессы и публики. Что вырисовывается?

Если судить по картинке - мрачный Миллер, напряжённый Новак, печальный Продан, бравурный Баррозу и эмоционально-отстранённый Эттингер - компромисс вышел обременительным для всех, кроме Европы. Ей удалось-таки отвертеться от почётной, но хлопотной роли финансового гаранта и остаться с газом, а не с носом.
Общая канва компромисса такова. Украина начнет получать российский газ в обмен на частичную выплату долгов. До конца 2014 г. она должна перечислить «Газпрому» $3,1 млрд в счет накопленного долга за газ. Первый транш на $1,45 млрд должен поступить до возобновления поставок, второй — на $1,65 млрд — до конца года. Дополнительно должна быть внесена предоплата за поставки газа в ноябре в зависимости от их заявленного объема (ориентировочно ещё 1,5 млрд. долл. - А.Н.). Стороны согласовали временный механизм ценообразования, который будет действовать до марта 2015 года.
Всё это уже разобрано, прокомментировано и осуждено-поддержано. Лишь несколько штрихов, которые хотя и не находятся в фокусе широкого внимания комментаторов, представляются весьма важными.
Первое. Подписано дополнительное соглашение к действующему контракту между Газпромом и Нафтогазом, которое оговаривает технические детали поставок, но не затрагивает контрактную формулу цены. Технически это снижает шансы Украины оспорить её в Стокгольме как нерыночную. Украинской стороне останется лишь упирать на исключительность случая, но неизвестно, насколько в арбитраже этот аргумент будет принят.
Второе. Цена поставки установлена в результате предоставления 100-долларовой скидки на газ. Это ещё одно подтверждение универсальности и рыночности того механизма ценообразования, который был заложен в "контракт века".
Третье. Все озвученные цены поставок на конец этого года и начало следующего названы исходя из текущих цен на нефть. Они не фиксированы, и в случае изменения стоимости нефти, мазута, газойля на практике будут, вероятно, другими. Тем не менее, озвучивание даёт украинским политикам возможность сохранить лицо, подобно тому, как примерно пять лет назад это проделывала Ю.В.Тимошенко.
Четвёртое. Озвученная цифра долга Украины, 3,1 млрд долл., рассчитанная из цены газа в 268 долл. за тысячу кубометров, чётко фиксирует задолженность в натуральном виде. Дальнейший спор будет вестись лишь о том, какую цену поставки правомерно применить к определению денежного объёма украинского газового долга. С правовой точки зрения, определяющим здесь будет сам текст контракта, но не заявления политиков о нерыночности формулы.
И пятое. Хотя Газпрому не удалось получить финансовые гарантии от Еврокомиссии, источники и сроки оплаты названы. В первую очередь, это кредит МВФ, основная часто которого находится на заблокированном счёте в НБУ.
Некоторый минус для россиян: скидка Украине будет предоставлена за счёт уменьшения экспортной пошлины на газ, т.е. за счёт федерального бюджета РФ, который недополучит 400 млн долл. Впрочем, если бы газпромовский экспорт украинским потребителям не возобновился бы, казна и так ничего бы не получила с Газпрома в этой части.
Ну и самое главное, это не только решение газового вопроса, но и «шаг в сторону деэскалации конфликта между Россией и Украиной» © Г.Эттингер.
Journal information