Давно-давно, когда я грыз гранит экономической науки в Академии Минфина, пожилой преподаватель макроэкономики, профессор и доктор наук, доказывал нам, что рубль деньгами не является. По всем строгим канонам экономической теории, опираясь на функции денег и сопоставляя их с тем, что все мы видели в повседневной жизни.
С тех пор много
Но ситуация немножко поменялась за последнее время, не так ли?

Самое время посмотреть, как рубль выполняет свои функции в качестве денег.
Пройдёмся в обратном порядке по тому списку, который присутствует во всех студенческих шпаргалках, Википедии и даже научных работах.
Мировые деньги. Нестабильность обменного курса рубля, кажется, надолго похоронила идею превратить его в резервную валюту, хотя бы и региональную. Во всяком случае, слов и заявлений на эту тему заметно поубавилось. И правильно, кому хочется выглядеть прожектёром?
Средство накопления. По ссылке уже отмечал, что если население бросилось переводить рубли в товарные запасы, это красноречиво говорит об утрате им сберегательной функции. По крайней мере, в значительной степени.
Средство платежа, когда деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Начавшееся сжатие потребительского кредитования естественным образом умаляет эту функцию рубля. Сужает ареал её применения до скромного пятачка в относительно благополучных секторах и территориях.
Средство обращения. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар. Как мы наблюдали в минувшем декабре, с этим были очевидные проблемы в автосалонах, магазинах электроники и бытовой техники, и других местах, где ажиотажный спрос привёл к невозможности превратить дешевеющие рубли в потребительские товары.
Мера стоимости. Самая первая и самая базовая функция денег, которую рубль утрачивает на целых рынках. Идея возродить ценники в «у.е.», скачки́ валютных курсов, растерянность участников рынка найма/аренды, когда совершенно непонятно, по каким ставкам справедливо теперь оценивать месяц/неделю/час сдачи квартиры (пересчитывать ли на твёрдую валюту, снижать ли ценник в рублях) – всё это звенья одной цепи. И признаки того, что рубль становится совершенно неадекватным инструментом установления ценовых пропорций. Его всё сложнее и сложнее называть эталоном для товаров.
Таков кумулятивный эффект геополитических амбиций и необъяснимых странностей в поведении Банка России.
Всего за полгода настолько далеко продвинуться по превращению рубля из денег в фантик – это надо было постараться! Ещё немного, и вопрос из 1990-х – чем платить будете, рублями или деньгами – вновь станет задаваться в торговых точках, вам не кажется?
Journal information