Сегодня российский валютный рынок буквально взорвался, когда стало известно решение Совета директоров ЦБ по ключевой ставке. Неожиданное, прямо скажем, решение.
Благодаря эффекту внезапности рубль понёс новые
Совет директоров Банка России в пятницу принял решение снизить ключевую ставку до 15,0% годовых с 17,0%, учитывая изменение баланса рисков ускорения роста потребительских цен и охлаждения экономики, сообщил регулятор.
В обоснование такого шага он заявил, что последнее экстремальное декабрьское повышение ставки, сразу на 650 базисных пунктов до 17,0%, принесло свои плоды: "Решение о резком повышении ключевой ставки привело к стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий в той мере, в какой рассчитывал Банк России".
Это снижение оказалось сюрпризом для большинства экономистов: из 17 опрошенных Reuters аналитиков только один - из банка Санкт-Петербург - предположил снижение ставки до 15-16%. Аналогичная картина и в другом опросе: 31 из 32 опрошенных Bloomberg экспертов также не ждали снижения ключевой ставки на этом заседании. Консенсус предполагал, что ЦБ не пойдет на такой шаг в условиях высоких инфляционных ожиданий и рисков ужесточения санкций против России, угрожающих финансовой стабильности страны.
Эффект неожиданности в полной мере виден на графике.

Игроки бросились покупать валюту не только потому, что рублёвые ресурсы виртуально подешевели на 2 процентных пункта. Сегодняшний шаг ЦБ вновь поднимает вопрос, насколько независим регулятор в своих решениях по денежно-кредитной политике.
Если заявленная цель, управление инфляционными рисками через изменение процентных ставок, остаётся неизменной, макроэкономических оснований снижать стоимость централизованного кредита нет. Темпы роста потребительских цен остаются на максимуме последних лет, риски валютной дестабилизации существенно возросли вследствие известных геополитических событий, инфляционные и девальвационные ожидания экономических агентов не теряют силы.
С другой стороны, лоббистский накат на руководство по поводу запредельных ставок продолжался весь конец прошлого и начало нынешнего года. И решение ЦБ выглядит явной уступкой этому лоббизму. Прогибающийся Центробанк в нестабильной ситуации - хуже не придумаешь...
Да и чисто тактически момент для смягчения денежно-кредитной политики был выбран не самый удачный. Последний рабочий день месяца в России традиционно характеризуется сокращением предложения валюты экспортёрами, которые выполнили налоговые обязательства перед государством, и небольшим ростом спроса на неё со стороны тех, у кого образовались свободные рубли. В итоге непоследовательность ЦБ, недоумение рыночных операторов и календарный фактор, сойдясь в одной точке, вызвали небольшой шторм на Московской бирже.
И хотя от максимумов сессии доллар пока отступил, общий фон слегка ухудшился. А впереди - новый месяц, в котором спрос на валюту для выплаты внешних долгов будет много больше, чем в "спокойном" январе...
Journal information