А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

О живучести одного анахронизма в деловой среде

Мой приятель – фрилансер со стажем. Его последняя официальная должность именовалась управляющий партнёр по стратегическим коммуникациям с институциональными инвесторами, а на визитной карточке красовался логотип очень крутой финансовой структуры. Несколько таких визиток он хранит как память о прежней жизни с обязательным присутствием в офисе и формально 8-часовым рабочим днём «с девяти до шести».

Теперь у него нет ни офиса, ни постоянного присутствия, ни установленной правилами трудового распорядка нормативной продолжительности рабочей недели. А визитные карточки – есть. На хорошей бумаге, с качественной полиграфией, но уже без хорошо известных логотипов. Точнее говоря, без логотипов вообще.

Считается, что у маленькой прямоугольной картонки с контактными данными – очень длинная история. Первые визитки появились в Китае аж в III веке н.э. По правилам этикета, все тогдашние правительственные чиновники обязаны были иметь специальные красные карточки с указанием должности и фамилии. Европейцы открыли для себя этот аксессуар в XVI веке: итальянские купцы начали использовать их в качестве саморекламы, а французские аристократы – для уведомлений о визитах.

BusiCard

Наступление «цифровой эры», казалось бы, должно было сделать визитки ненужными. Подобно тому, как е-мейлы практически вытеснили во многих местах бумажный документооборот, визитные карточки, по идее, не могли не устоять под натиском смартфонов. Эти нашпигованные электроникой устройства, следящие за делами своего хозяина подобно хорошему секретарю (графики, контакты, планы и т.п.), уже давно обладают функциями прямого обмена контактной информацией через ИК-порт или сеть. И вполне способны избавить его от необходимости таскать с собой визитницу со стопкой бумаги, а также от нужды регулярно тратиться на типографию.

Но визитки не вымерли.

По прежнему, неотъемлемая часть любой деловой встречи – обмен визитными карточками. Американцы предпочитают пересылать их своим визави лёгким щелчком, после которого маленькая картонка уверенно скользит по гладкому столу в нужном направлении. Русские обычно передают визитки из рук в руки. Японцы выработали сложный ритуал, не уступающий знаменитой чайной церемонии. В любом случае, персональные данные собеседника передаются на бумажном или, что реже, пластиковом носителе. Даже в Силиконовой долине большинство менеджеров пользуются этим «анахронизмом» вместо того, чтобы поручить такой обмен смартфонам.

Да, всё чаще и чаще визитки – уже не просто картонные прямоугольники 90х50 мм. Сотрудники Лего выдают партнёрам по переговорам миниатюрные пластмассовые фигурки с выбитыми на них контактными данными. В Макдональдсе визитные карточки имеют вид миниатюрной порции картофеля-фри. Один канадский адвокат по бракоразводным делам раздавал карты, которые могут разрываться надвое: по одной половинке для каждого из враждующих супругов.

Визитные карточки, которые процветают в эпоху цифровых технологий, служат мощным напоминанием о том, что многое в бизнесе остаётся как бы вне времени. Более того, чем значительнее число обязанностей, передаваемых человеком машине, тем выше значимость личных контактов. В конце концов, ни один робот пока ещё не научился смотреть другому человеку в глаза, чтобы решить для себя, можно ли иметь с ним дело. И ни один автомат не способен трансформировать человеческую симпатию в деловое партнёрство.

В эру глобализации процесс построения доверительных отношений становится всё более требовательным к людям. Менеджеры должны уметь налаживать личные контакты с представителями разных культур. Здесь визитки вдвойне полезны. Они позволяют быстро преодолеть неловкость первого момента, давая каждому из встречающихся массу дополнительной информации о партнёре по переговорам. И они же выступают материальным напоминанием о том, что вы действительно встретились с кем-то, а не просто нагуглили их координаты во Всемирной паутине. Разбирая стопку собранных карт, вы наверняка вспомните какие-то моменты недавней встречи; этого, скорее всего, не произойдёт, если вы просто будете пролистывать список новых контактов на экране смартфона.

Современный деловой мир одержим «прорывными» инновациями. Но, к счастью, остаётся много такого, что не затронуто ими. Скайп упрощает общение, но даже краткий ужин в уютном ресторане позволит узнать друг друга намного лучше, чем долгие часы у стеклянного экрана. Е-мейл – отличный инструмент, чтобы согласовать ключевые позиции в договоре, но всё-таки самые важные вещи по-прежнему пишутся на бумаге. И обмен визитными карточками, возможно, кажущийся кому-то старомодным, всё ещё наилучший способ установить контакт и завязать длительные деловые отношения.

А вы используете визитки?

Tags: бизнес, общество, эффективность
Subscribe
promo a_nalgin november 8, 2028 18:28 689
Buy for 50 tokens
Всем добро пожаловать в мой Альманах! Что бы ни побудило вас подписаться — понравившийся ли пост, рекомендация ли друга, счастливый ли случай — я искренне рад этому. Присоединяйтесь, читайте, обсуждайте. Экономика, которой в основном посвящен Блог о дружбе с головой и деньгами, хороша тем,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments