Украинские власти начали переговоры с кредиторами о реструктуризации долгов. Несмотря на полученный от МВФ транш кредита, денег на осуществление уже ближайшего платежа 27 апреля на относительно скромную сумму 750 млн долл. у Киева нет. «Это не вписывается в платежный баланс», – дипломатично констатирует глава Минфина Украины.

Полная цена вопроса много выше. В разрекламированном 40-миллиардном пакете помощи Украине от Запада 15 млрд долл. приходится на реструктуризацию и возможное списание внешнего долга. Это немногим меньше, чем четырёхлетний кредит от МВФ объёмом 17,5 млрд долл., часть которого уже получена и «проедена». Такое соотношение, кстати, весьма наглядно показывает, насколько основные «спонсоры» готовы рисковать своими деньгами ради сохранения в Киеве нынешней – угодной им – власти.
Как сообщается, МВФ уже озвучил цену провала переговоров с кредиторами. Условия жёсткие: если Киев допустит дефолт по государственной части своих обязательств, Фонд заблокирует ему дальнейшие транши. Для украинских властей, которые нацелились на получение 10 млрд долл. именно в этом году, такой подход может обернуться катастрофой.
Крупнейшими держателями украинских евробондов сейчас выступают инвестфонд Franklin Templeton (в 2013 году приобрел еврооблигаций на 7 млрд долл. по номиналу – около четверти всего их объёма) и Россия, которой Украина должна выплатить 3 млрд долл. до конца 2015 года. При этом российские власти не раз подчёркивали, что рассчитывают на полное погашение этого долга в установленный срок, а МВФ не считает данные обязательства «политически мотивированными», полагая их такой же частью суверенной задолженности, как и любые другие перед государствами-кредиторами.
В принципе, Россия и так проявила достаточно доброй воли, когда согласилась не требовать досрочного погашения 3-миллиардного займа, хотя имела на это полное право. По условиям соглашения, оно возникало, когда украинский госдолг переваливал за планку в 60% ВВП, что и случилось в конце 2014 года. Однако за воинственной риторикой Киева этот дружелюбный жест как-то не был замечен.
Украинские власти, да и общественное мнение тоже, сейчас делают акцент на моральную сторону долговой проблемы страны. Мол, даём отпор агрессору, воюем за вас на своей земле, будьте добры оплатить наши счета. Но такой пафос хорош для телевизора, тогда как в залах для переговоров возникают вопросы «скучные». О проведении реформ и борьбе с коррупцией, например. Ведь прошёл год, а что реально сделано, кроме показных акций мусорной люстрации?
И если переходить на моральный долг, то есть в этой теме ещё один аспект. Помимо договорённостей с кредиторами, Киев должен договориться с Донецком и Луганском и прекратить внутренние «разборки». МВФ предупредил, что слом хрупкого перемирия на востоке страны или ухудшение внутриполитической ситуации также могут подорвать весь план спасения экономики. Иными словами, восстановить гражданский мир и реализовать Минск-2 – такой же обязательный к обслуживанию долг нынешних киевских властей, как и финансовые облигации.
Надо просто сесть и договориться, отбросив предубеждения и политически мотивированные ярлыки. Это – долг перед страной и согражданами.
Разве так сложно его исполнить?
Journal information