
Рисунок © The Economist/
Первое впечатление – это классика, которую русская поговорка обозначает, как загребать жар чужими руками. Но тут не всё так просто. Хотя Саудовская Аравия традиционно считается американским союзником, а Иран – противником, похоже, главная цель США в том, чтобы не дать решающим образом усилиться ни одному из этих наиболее влиятельных региональных игроков. (Думаю, ни для кого не секрет, что за «гражданским» конфликтом между Аль-Хути и президентом Али Абдаллой Салехом стои́т противоборство между суннитской Саудовской Аравией и шиитским Ираном за лидерство на Ближнем Востоке и в исламском мире).
С одной стороны, США накачали оружием Саудовскую Аравию и помогли в обучении её военных, так что теперь саудиты в состоянии выполнять довольно сложные операции. Это разительный контраст с началом 1990-х, когда только вооружённое вмешательство Америки, разместившей на саудовской территории дополнительный контингент своих военнослужащих, предотвратило иракское вторжение.
С другой стороны, США посылают примирительные сигналы тому же Ирану. Тема «аятоллы с атомной бомбой» как-то заглохла на страницах СМИ. Переговоры по поводу иранской ядерной программы демонстрируют некоторый прогресс на фоне готовности американцев пойти на определённые уступки. В Ираке США поддерживают шиитских ополченцев, за которыми стоя́т иранские спецслужбы, чтобы создать противовес ИГИЛ. Косвенно это усиливает Тегеран и, возможно, раздражает Эр-Рияд.
Впрочем, нынешняя американская стратегия на Ближнем Востоке иногда не поддаётся рациональному объяснению. Так, в Сирии недвусмысленная поддержка Америкой антиправительственных повстанцев стала одним из факторов усиления влияния ИГИЛ. Ирану США могут сегодня оказывать содействие на одном фронте, а завтра жёстко сдерживать его на другом. В частности, в том же Йемене. Это довольно грязный подход, но он укладывается в стратегию поддержки не какого-либо конкретного союзника в регионе, но сохранения баланса сил между несколькими ведущими региональными державами.
Технически, такой же подход США будут применять и на постсоветском пространстве. Американская дипломатия, вероятно, будет стараться подогревать конфликтные отношения между Россией и Украиной, не доводя их, однако, до прямого и масштабного военного столкновения.
В этом смысле поставки летального оружия Киеву совсем не нужны Вашингтону, по крайней мере, в данный момент. Но точно также ему не интересна и полная реализация Минских договорённостей, включая поэтапную реинтеграцию самопровозглашённых республик в украинское правовое и политическое пространство. Напротив, создание «нового Приднестровья» на базе ДНР-ЛНР, на словах осуждаемое Госдепом, тактически и стратегически более выгодно Америке, чем России, поскольку надолго «свяжет лапы русскому медведю».
Не давать победы ни одной из сторон, регулярно тролля обеих прогнозами возобновления войны. Ну а проблемы индейцев шерифа не волнуют. ©
Journal information