В концентрированном виде его изрёк политолог Сергей Марков:
Российская оппозиция. Часто от них приходится слышать критику, что вот мол, Россия захватила Крым, а это территория чужой страны, это аннексия. Поэтому они как граждане России против российской агрессии. Но мне кажется, те, для кого Крым это чужая страна, большинство из них и Россию в глубине души считают чужой страной. Поэтому мы слышим их аргументы, делаем вид, что ведем диалог, но для себя и они и мы уже все решили. Для них Россия - чужая. Для нас они - чужие.

Дай Бог, чтобы мои опасения оказались преувеличенными. Но в этой короткой ремарке слышны хорошо знакомые нотки. Совсем не хорошие нотки.
Шаг за шагом. Сначала людей противоположных взглядов называют чужими. С оговорками, экивоками и намёками - но чужими.
Потом их начинают клеймить как чуждых. Раньше сказали бы - классово чуждых, но теперь в каком-либо уточнении нет нужды. Общественное мнение вполне готово довольствоваться эрзац-версией былого. Достаточно просто чуждых.
Затем - уже полшага до того, чтобы чуждых объявить врагами. Методики отработаны: кто не с нами, тот против нас ©.
А дальше - уже совсем известное: если враг не сдаётся, его уничтожают.
Кто думает, что ничего подобного не может повториться, что сейчас время другое, скорее всего, заблуждается. Может, к сожалению. Общественный запрос на такой поворот уже вызревает судя по тому растущему одобрению, с которым встречаются ныне штампы про пятую колонну, национал-предателей и просто про чужих.
Убереги нас, Боже, от этих граблей!
Journal information