
Некоторые ставят вопрос ребром: кто кого?
Перехватит ли Китай, вышедший на первое место в мире по размеру ВВП, бремя и выгоды мирового лидерства у США, либо Америка останется гегемоном в геополитических делах, разделив с КНР экономические сферы к своей выгоде (Поднебесной - промпроизводство, Штатам - креатив и инновации)?
Остроты вопросу добавили сообщения о том, что к китайскому проекту создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций примкнули такие американские союзники, как Великобритания, Германия и Франция. Вкупе с участием в нём Индии, Бразилии, России и ЮАР это придаёт новорожденному финансовому институту глобальный характер: только США, Канада и Япония остаются вне его рамок.
Тут как бы сама собой напрашивается аналогия с делами 70-летней давности. Тогда Соединённые Штаты, утвердив и упрочив экономическое лидерство по итогам Второй мировой войны (в 1944 году её исход уже не вызывал сомнений, дело было только в сроках), выступили учредителем Всемирного банка и Международного валютного фонда, тем самым заложив краеугольные камни современной финансовой системы, основанной на господстве доллара. При этом ВБ со штаб-квартирой в Вашингтоне стал проводником американского влияния в реальном секторе развитых и развивающихся стран, а МВФ позволял контролировать их внешнюю торговлю, государственные финансы и денежную политику.
Эта система работала до 1970-х, а после внесения в неё некоторых корректив продолжила действовать вплоть до Великой рецессии 2008-09 гг. Однако сейчас Китай, похоже, занялся созданием альтернативных институтов, чтобы трансформировать своё макроэкономическое первенство в международное влияние, а затем, возможно, и в доминирование. Как и США в 1944-м, он опирается на мощные валютные резервы (около 3,8 трлн долл.), быстрый экономический рост и огромный профицит по текущим операциям. Китайский юань, даже не будучи свободно конвертируемым, расширяет ареал своего использования в глобальной торговле и вот-вот обгонит японскую иену, выйдя на 4-е место среди мировых расчётных валют. Наконец, как и у Вашингтона 70-летней давности, у Пекина имеются геополитические амбиции и создаются средства их реализовать.

Означает ли это, что мир сейчас стои́т на пороге смены глобального лидера?
Возможно. Однако не факт, что переворот произойдёт в ближайшем будущем.
Экономические процессы отличаются большой инертностью. США, по оценкам, вышли на 1-е место в мире по размеру национальной экономики ещё в 1870-х, но окончательно утвердились в качестве лидера Запада, потеснив Великобританию, только к концу WW-II. Потребовалось семь десятилетий и две мировых войны, чтобы это стало возможным. Сейчас же, как саркастически замечает
Кроме того, Соединенные Штаты сохраняют свою военную мощь, которая позволяет удерживать контроль над морскими и некоторыми сухопутными торговыми путями и тем самым - над мировой торговлей. Американские кредитные институты по-прежнему располагают возможностями влиять на ценообразование на товарно-сырьевых рынках. Американский образ жизни для миллиардов людей на планете является более привлекательным, чем китайский (даже в самом Китае).
Итак, очень может статься, что мировой гегемон сменится. Но явно не завтра. И даже не через год или десятилетие.
Вы разочарованы?
Journal information