
Накося выкуси - излюбленный народом жанр устного русского творчества. Отрадно видеть, что и высокие государственные мужи его ни разу не чураются.
Это высказывание уже начало тиражироваться.
Наши квазипартнёры ограничили доступ нашим банкам к рефинансированию на европейском рынке... Но никакого коллапса не произошло. Российская экономика легко, относительно легко, преодолела эти искусственные барьеры. Да, мы не досчитались 160 миллиардов, но наши предприятия достаточно легко расплатились со всеми своими кредитами... Пик платежей пройден. Если кто‑то рассчитывал вызвать какой‑то коллапс, ничего из этого не получилось... Это точно ... не привело ни к какому коллапсу и не может привести, уже всё. Это пройдено (источник).
Праздновать победу над западными санкциями, наверное, приятно. Если только не задаваться вопросом, а ставилась ли цель вызвать коллапс российской экономики?
Спору нет, наши западные квазипартнёры много раз говорили о том, что Россия должна платить высокую цену за свою позицию по украинскому кризису. Но при этом всякий раз оговаривались, что цель санкций - не обрушить российское хозяйство, но дать внятный сигнал руководству страны.
Можно спорить, рационально ли действовал Запад, вводя в одностороннем порядке ограничения на операции российских банков и компаний, а также устанавливая запреты депутатам, чиновникам и т.п. Но даже сам характер его действий показывал, что экономический коллапс государства с ядерным оружием на борту никому не нужен. Как не нужны и реальные проблемы с поставками российского нефтегазового сырья в Европу. Санкции не затрагивали ни экспорт энергоресурсов (эмбарго на поставки нефти - мощное оружие), ни финансовые расчёты (отключение от системы SWIFT - тоже не фунт изюму), ни контракты с третьими странами в сфере ВТС.
Тот факт, что реакция российского рынка даже на довольно мягкие западные ограничения была весьма бурной, скорее относится к особенностям монополизированной и перекошенной экономики, чем к реальным целям западных политиков по провоцированию экономического кризиса и смены власти в стране.
Тут, конечно, можно вспомнить фразу Б.Х.Обамы про то, что российская экономика порвана в клочья. Мол, если не ставилась такая цель, то зачем так говорить? Но здесь тот случай, когда контекст более важен, чем текст. Слова порвана в клочья прозвучали тогда, когда многие радикальные политики требовали от американского президента новых санкций против России, более жёстких и разрушительных, чем все прежние. И смысл заявления из Вашингтона сводился, в общем, к тому, что дополнительные меры не нужны, ведь уже имеющиеся довольно успешны.
Конечно, для поднятия народного духа ободряющие заявления, мол, у противника ничего не получилось, наверное, нужны. Вот только повод для них уж больно скромен. Да и реальная экономическая ситуация, что называется, к оптимизму и эйфории не располагает. ВВП остаётся на траектории падения, резервы убывают, инфляция сохраняется высокой, а укрепление рубля вызывает тревогу даже у чиновников, ответственных за валютный курс. Нынешнее равновесие зыбко и неустойчиво, как и хрупкий мир на Востоке Украины.
Рано радоваться, словом.
Journal information