
- Как у вас дела, кризис чувствуется?
Этот вводный вопрос я не мог не задать знакомой хозяйке сувенирной лавки в Ла Пинеде, куда захожу уже не первый год, после того, как френд
Естественно, и в этот раз из её уст первым делом посыпались жалобы. На собственное правительство, послушно следующее за США в антироссийской солидарности, из-за чего русских в этом году мало и курортный сезон, считай, сорван. На скупость европейских туристов, особенно англичан, для которых и 15 евро - too much, хотя фунт стерлингов неплохо подорожал к евровалюте за последний год. На высокие налоги, буквально выталкивающие бизнес в тень. На то, что приходится перестраивать бизнес-модель и переориентироваться на французов и англичан, а это породило нежданные проблемы с подбором персонала.
- А что не так с персоналом, разве у вас безработица резко пошла на убыль?
- Ну, не то, чтобы пошла, но раньше было проще, ответила бизнес-вумен задумчиво. - Раньше я нанимала кого-нибудь из русских, проживающих здесь, потому что русские покупатели были основными и щедрыми. Теперь их сильно меньше, даже чем год назад. Больше стало туристов из Англии, а также из других стран ЕС. Поляков больше стало, чехов тоже - и с ними со всеми в ходу английский. И вот я дала объявление, что нужен помощник, владеющий английским. У меня собралась стопка резюме, работа или подработка сейчас нужна многим, здесь почти все с туризма живут.
- Это же хорошо, есть из кого выбрать?
- Нет, не так. Спрашиваешь местных - ты какие языки знаешь? Два, отвечают, castellano и català (кастильский, т.е. испанский, и каталонский, распространённый в одноименном Comunitat Autònoma - А.Н.). А что же с английским или французским? А зачем мне его знать? Зачем знать! Ну как тут можно, где все живут с туризма, не знать иностранных языков?! Как можно не хотеть их знать?
- И что же, никого не нашли?
- Нашла, как не найти. Русскую, которая и английский хорошо знает, и свой не забыла, и по-испански свободно. А местные - ну не серьёзно они к работе относятся, им напрягаться не хочется.
Понятно, что сезонная работа в маленьком магазинчике - совсем не предел мечтаний для молодёжи поколения миллениум. И тем не менее, повальное нежелание повышать квалификацию под запрос работодателя симптоматично.
Остаётся только удивляться, как экономика с такими национальными особенностями рабочей силы остаётся в топ-15 по ВВП...
Journal information