Иду по улице, никого не трогаю. Вдруг слышу, как ритмичный привычный столичный уличный шум прорезает возмущённый женский голос:
- Ты представляешь, меня сокращают! Уже с августа. Меня! А эту молодую профурсетку ещё и повышают. Нет, ты подумай, у меня шесть лет стажа, а она без году неделя - и на тебе!
Невольно оглядываюсь - так и есть. Безликая офисная дама средних лет говорит с кем-то по айфону, удерживая в другой руке набитый продуктами пакет-майку с логотипом Азбуки вкуса. Середина рабочего дня, но работница видимо никуда не спешит. Что ж, обгоняю её, так и не узнав подробностей: до назначенной встречи всего пять минут, а пройти ещё прилично.
Да, сокращения штатов - это ещё одна примета вялотекущего кризиса. Как уверяет нас экс-министр финансов А.Л.Кудрин, осенью на рынке труда станет ещё хуже. Но есть, как видим, и те, кому все оптимизации штатной численности нипочём.
Так почему одних увольняют, а других повышают - даже в кризис?
Теория альтернативных издержек говорит нам, что ценность наёмного работника для фирмы, в том числе отражаемая в зарплате, обратно пропорциональна затратам на его замену. В той или иной форме с таким подходом согласятся многие работодатели. Даже те, кто любят поговорить о значимости «личного вклада в конечный результат», в итоге признают простой факт. Сталкиваясь с просьбой о повышении заработной платы, они так или иначе анализируют, что потребует меньших ресурсов – добавить денег просящему кадру или подобрать на его место и оклад кого-то новенького.
Аналогичный расчёт делается и при увольнениях. Первыми уходят тех, чьё сокращение обернётся наименьшими издержками сейчас, и кого будет легче вновь взять с рынка труда потом.
Казалось бы – ну вот она, Panacea Regina для «белых» и «синих» воротничков. Изыскивай возможности быть на своём месте незаменимым для работодателя, расширяй свои компетенции и зоны ответственности – и твои просьбы о повышении жалования не останутся без удовлетворения (в разумных пределах, конечно), а твоё положение в фирме будет прочным.
Но почему-то большинство наёмных работников предпочитают глухо ворчать по поводу низких зарплат, мечтать о повышении, но палец о палец не ударять, чтобы его добиться. Лень-матушка наперед родилась? Или деньги на самом деле вовсе не так нужны, если увеличение их количества требует мало-мальских усилий?
PS Кстати, даже повышения зарплаты нужно просить грамотно и немножко перед этим поработать головой. В среднем, каждый шестой работник получает отказ только потому, что подошел к начальнику не вовремя. А каждый третий - лишь потому, что не может внятно сформулировать, чем же его труд так ценен для работодателя и почему именно с этого момента он должен стоить дороже (ссылки на инфляцию, личные проблемы, рост зарплат по отрасли и т.п. обычно не канают, поверьте).
PPS Основная часть этой заметки (та, что под катом) взята из глубоких архивов Альманаха в рамках ставшего уже традиционным флешмоба Раскопай своих подвалов, накреативленного Натальей
Journal information