
Цены в России рухнули.
Еда стала дешеветь. Пусть не вся, и даже не во всех товарных группах, но всё же.
Росстат зафиксировал масштабное снижение цен на многие виды продовольственных товаров в июне.
Прежде всего и больше всего подешевела плодоовощная продукция. Так, огурцы стали дешевле на 39,2%, капуста белокочанная и помидоры - на 27,5% и 23,1% соответственно, лук репчатый - на 12,0%, бананы - на 7,5%.
Эта тенденция началась ещё в мае, а в июне падение цен на овощи-фрукты резко ускорилось. Огурцы, к примеру, стали дешевле вдвое, помидоры - на треть, бананы - на 10%. Кроме того, снижение цен зафиксировано на все виды крупяных изделий, сыры, молоку, муку и многое другое. За июнь стали в среднем дешевле пищевые продукты семи товарных категорий из 12-ти наблюдаемых Росстатом.
Продовольственная дефляция - какое забыто слово! - в этом году началась несколько раньше обычного. Из напрашивающихся объяснений - снижение цен на импорт вследствие укрепления рубля в апреле-мае. Плюс какая-то часть продукции нового урожая начала-таки поступать на рынок. И, конечно, сокращение доходов населения сыграло свою роль.
Теперь будем смотреть, какой из двух дефляционных факторов, доходный или валютный, окажется доминирующим. Если темпы удешевления плодоовощной продукции останутся прежними или вырастут, значит, производители столкнулись с ограничениями по линии платёжеспособного спроса. Если же овощи-фрукты начнут дорожать или станут дешеветь не так быстро, значит, всё дело в засилии продуктового импорта и валютном курсе.
Теоретически, можно предположить, что конкуренция в рознице вносит свою лепту в снижение цен. Однако до сих пор в России не было ничего такого, что могло бы подтвердить правильность этой догадки. Монополизм торговых сетей был непробиваем, а усилия местных властей по оцивилизовыванию колхозных рынков лишь укрепляли его.
Так что... либо спрос, либо курс.
Вы бы на какой из двух факторов снижения цен поставили?
Journal information