Катастрофа на китайском фондовом рынке добралась до России. Центробанку пришлось успокаивать и объяснять, что само по себе можно считать фактором недоверия. Наш мегарегулятор за последний год много раз показывал, что его
Как бы то ни было, на тревожных новостях из Китая подняли себе капитал (социальный, конечно) немало блоггеров. Особенно тех, кто ещё месяц назад не знали, где находится Шанхайская фондовая биржа. Но сегодня для них чёрный четверг. Индекс Shanghai Composite на торгах 9 июля вырос на 5,8% и составил 3709,33 пункта. Это максимальный дневной рост с 2009 года, передаёт РБК.
На этом позитивном известии воспрянули все развивающиеся рынки, да и рубль почувствовал некоторую твёрдость по отношению к доллару. Надолго ли?
Основная проблема китайского фондового рынка не в том, что там надулся "пузырь". А в том, что там возникла пираМММида, в основании которой десятки миллионов розничных инвесторов, игравших на заёмные средства. За короткий срок в КНР возникла целая индустрия маржинального кредитования азартных игроков, с лёгкостью подставлявшая кредитные плечи доверчивому населению. Пятикратный всплеск объёмов маржинальных ссуд за последние 12 месяцев помог Шанхайскому индексу подрасти более чем на 150% к середине июня т.г.
Такой бурный рост поддерживался только за счёт втягивания в спекуляции всё новых и новых игроков, прибегавших к заёмному финансированию. Но кредитное плечо имеет неприятное свойство: когда подъём заканчивается, движение вспять идёт более быстрыми темпами, чем предыдущий бум.
Хуже всего то, что никто не знает, каков же реальный объём маржинального кредитования и, соответственно, спекулятивного навеса на рынке. Этот рынок в КНР на 90% теневой и непрозрачный. Доверия к цифрам, называемым китайскими регуляторами, нет. Экспертные оценки превосходят их в несколько раз. Впрочем, сейчас появляются признаки того, что реальность ещё хуже, и консенсус экспертов преуменьшает действительные цифры ещё минимум на треть.
Это означает, что падение рынка находится далеко не в конце пути.
Борясь с обвалом, китайские власти пошли на крайние меры. С одной стороны, это неплохо, так как даёт понять, что регулятор не остановится ни перед чем, чтобы унять панику и навести порядок. С другой, административные запреты барьеры раз доказывали свою неэффективность. Вряд ли нынешний прецедент станет исключением.
Скажем, обойти запрет на продажу акций можно через кредит. Владелец крупного пакета акций берёт короткую ссуду под залог небольшой его доли, укладывающейся в ограничения, "не возвращает" кредит, бумаги переходят к новому собственнику-кредитору, который вполне законно продаёт их на бирже. Да, без дисконта старому владельцу не обойтись, но кто сказал, что на отвесно падающем рынке он выручил бы больше?
Словом, имеется достаточно оснований полагать, что сегодняшний рекордный рост на бирже в Шанхае - вид классического отскока дохлой кошки. Или - с учётом национального колорита - панды. Небольшая коррекция перед новым раундом снижения котировок.
Зайдёт ли рыночная ситуация дальше наказания спекулянтов и преподания урока населению?
Не исключено. По некоторым оценкам, частных инвесторов в Китае сейчас уже 90 млн человек, это даже больше, чем число членов Компартии. Это довольно солидная социальная база для недовольства. Последует ли за революцией зонтиков какая-нибудь революция мелких акционеров очень интересный вопрос.
И я не знаю, кто сейчас может дать на него верный ответ.
Но китайские власти к такому развитию событий готовятся.
Journal information